Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1568 Об административной ответственности за непроведение работодателем внеплановой специальной оценки условий труда на вновь организованных рабочих местах, если они создаются на срок менее 12 месяцев

Вопрос: Возникает ли административная ответственность за непроведение работодателем внеплановой специальной оценки условий труда на вновь организованных рабочих местах, если они создаются на срок менее 12 месяцев?

Ответ: Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение по вопросу проведения специальной оценки условий труда на временных рабочих местах и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.

Согласно статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

На рабочих местах работников, отличных от указанных, специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ и Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

В этой связи внеплановая специальная оценка условий труда на вновь организованных временных рабочих местах должна быть проведена в соответствии с требованиями части 2 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

Информируем, что статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.

Заместитель
директора департамента
условий и охраны труда
Минтруда России
T.M. Жигастова

[3]

Обзор документа

Разъяснено, что специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физлицами, не являющимися ИП.

На рабочих местах работников, отличных от указанных, оценка проводится в обязательном порядке.

Внеплановая специальная оценка условий труда на вновь организованных временных рабочих местах должна быть проведена в соответствии с требованиями законодательства.

Отмечено, что введена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

[2]

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В организации (субъект малого предпринимательства) не проводилась аттестация рабочих мест. Количество работающих сотрудников — от 2 до 10 человек. Рабочим местом являются стол, стул и настольная лампа, иногда персональный компьютер.
Является ли необходимым проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах в 2014 и 2015 годах? Есть ли какие-то льготы? Какие штрафы предусмотрены за непроведение специальной оценки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Каждый работодатель обязан провести специальную оценку условий труда на всех имеющихся у него рабочих местах вне зависимости от численности работников. Каких-либо исключений для субъектов малого предпринимательства законодательством не предусмотрено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Счетчикова Валерия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

13 ноября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Статья 9.11. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение

Статья 9.11. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение

1. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Читайте так же:  Рекомендуемое количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья
>
Невыполнение работодателем обязанности по информированию работников об условиях и охраны труда на рабочем месте
Содержание
Проект федерального закона N 957581-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (внесен.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Штрафы за непроведение СОУТ

Система оценки условий труда (СОУТ) призвана защитить права работников, поэтому нарушения в данной области влекут за собой серьезную ответственность для работодателя. В статье рассмотрим штрафы за непроведение СОУТ, их разновидности и последствия для руководства при повторном нарушении СОУТ.

Определение СОУТ

Новым законодательством на смену аттестации рабочих мест введена СОУТ, которая регламентирует процедуру оценивания условий рабочих мест и вводит новую схему начисления страховых тарифов. При обнаружении для персонала вредных и опасных для жизни и здоровья факторов производства означает то, что работодателю придется платить увеличенные страховые взносы в ПФР либо улучшить условия труда, выполняя нормы ТК РФ. Собственно до внедрения нового закона все эти нормы также были прописаны к исполнению, однако низкая система штрафов не стимулировала работодателей принимать правила и нормы соблюдения надлежащих условий труда для своих подчиненных.

Основная суть процесса проведения СОУТ состоит в том, что эксперт выявляет на рабочем месте все вредные факторы (шум, повышенную температуру воздуха, запыленность и прочие), с помощью специального оборудования замеряет их фактический уровень и сравнивает с действующими нормами. Комиссия по результатам СОУТ утверждает отчет о ее проведении. По результатам проверки работникам могут быть назначены компенсации и надбавки, рассчитываются корректировки к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев.

Законодательно подтвержденную методику проведения СОУТ можно скачать здесь ⇒ Методика проведения СОУТ

Ранее за непроведение АРМ работодателю выписывалось предупреждение либо минимальный штраф. Новое законодательство ставит первоочередную задачу устранение нарушений за счет больших штрафных санкций как для владельцев предприятий, так и для лиц, занимающихся проведением экспертизы. По закону провести СОУТ входит в непосредственную обязанность работодателя. Организация и оплата данной процедуры фирма берет на себя. Если спецоценка проведена неправильно, отвечать за такое также будет работодатель.

Бланк отчета о результатах СОУТ можно скачать здесь ⇒ Отчет о проведении СОУТ

Штрафы за непроведение СОУТ

Существуют различные варианты наказаний за непроведение СОУТ для работодателей за нарушения в области СОУТ вплоть до уголовной ответственности. Рассмотрим эти варианты подробнее. Трудовая инспекция проводит контроль и наложение штрафных санкций на предприятие. Есть некоторые специальности, при которых если ранее проводилась АРМ, то проведение СОУТ можно отложить на пятилетний период. Многие работодатели превратно трактуют ст. 27 ТК РФ и считают, что если проведена АРМ, то можно получить оторочку СОУТ, упуская факт, что норма распространяется далеко не на все специальности.

Она говорит о том, что в трудовом соглашении обязательно должны быть приведены условия работы на производстве. Если данное отсутствует в договоре, то нужно внести их путем приложения или соглашением сторон. Отсрочек по данному пункту не предусмотрено и все должно быть учтено в письменном виде. Если на рабочем месте ранее не была проведена АРМ, и СОУТ также не проведена, то возникает прямое нарушение требований ТК. Работодателю немедленно необходимо назначить СОУТ, иначе предприятие получит штраф.

Кроме закона «О спецоценке» процедура организации СОУТ регламентирована такими нормативами как Методика проведения и Классификатор ВОПФ. Если на фирме спецоценка не осуществлена, нарушен период ее проведения или имеют место различные недочеты, на руководство фирмы налагается административный штраф.

Административная ответственность

Несоблюдение предписаний закона в сфере охраны труда влечет за собой разные формы наказаний. Подробно изучим их в таблице ниже.

Уголовная ответственность

Отвечать работодателю в рамках Уголовного кодекса придется, если нанесен тяжкий ущерб здоровью работника либо же наступление смерти. В сравнительной таблице приведены размеры штрафов, которые действовали ранее и текущие виды ответственности за такие нарушения.

К уголовной ответственности также возможно присуждение выплаты морального и материального вреда пострадавшим.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Повторные нарушения в области СОУТ

Если имеют место повторные нарушения предприятием спецоценки условий труда, то штрафные санкции увеличиваются в разы. Со стороны проверяющих органов считается, что первичное нарушение норм может произойти по незнанию законодательства и отсутствия опыта в конкретной сфере деятельности. Однако повторное нарушение норм по охране труда говорит о халатном отношении руководства к исполнению своих обязанностей. Неважным является и вид повторного нарушения: идентичные они либо связаны с разными требованиями закона. Предприятию важно при наличии штрафа жестко контролировать и соблюдать нормы СОУТ во избежание уплаты огромных санкций.

Ответственность организаций и экспертов, занимающихся спецоценкой

Согласно законодательным изменениям введены новые сведения об административной ответственности за правонарушения работы фирм и экспертов, занимающихся СОУТ. Далее рассмотрим величину штрафных санкций для незаконной работы экспертов и предприятий по СОУТ:

  • несоблюдение процедуры предполагает уплаты административного штрафа для должностного лица в размере от 20 000 до 30 000 рублей, а для юрлица – от 70 000 до 100 000 рублей;
  • если проведение СОУТ нарушило должностное лицо, то оно отстраняется от работы на срок от 1 года до 3-х лет либо ему вменяется штраф в сумме от 40 000 до 50 000 рублей, для юрлица – от 100 000 до 200 000 рублей либо же запрет на ведение деятельности сроком до 90 дней;
  • эксперта по СОУТ можно ограничить от ведения должностных обязанностей по судебному решению, в результате чего он потеряет сертификат на право выполнять работы по спецоценке, сроком не менее чем на 10 лет.
Читайте так же:  Оквэд розничная торговля осуществляемая через объекты стационарной

Какие штрафы за СОУТ

В конце декабря 2018г., подошел к концу срок специальной оценки условий труда. На основании закона РФ N 426-ФЗ от 28.12.2013 г., проверка обязательна для каждого работодателя. На исполнение правительство выделило 4 года. Будут ли штрафы за СОУТ после 1 января 2019 года для тех, кто не уложился вовремя? О том, что такое СОУТ поговорим в статье.

Что проверяем

СОУТ — это исследование рабочих зон на предмет наличия факторов, опасных для жизни и здоровья работника или отсутствие таковых факторов. Процедура также призвана улучшить качество и своевременность начисления утвержденных выплат сотрудникам, работающим в условиях с повышенным риском.

Согласно статистике, до введения проверки в трудовую госинспекцию поступало огромное количество жалоб граждан, связанных с нарушением трудовых условий. Тогда в конце 2013 года, правительством был принят закон о введении обязательной проверки рабочих зон.

Структура СОУТ предназначена для защиты прав сотрудников, работающих на местах повышенной опасности, посредством выявления недобросовестных работодателей на территории РФ, незаконно экономящих на выплатах.

В соответствии с ч. 3 закона N 426-ФЗ, оценке подлежат рабочие зоны всех сотрудников, кроме:

  • удаленных;
  • надомных (фрилансеры);
  • вступивших отношения с работодателем не являющимся ИП (няни, или репетиторы и др.).

Проверка совершается раз в пятилетку. Для этого создается специальная комиссия с участием лица, отвечающего за ОТ на предприятии, одного из членов профсоюза в лице работника и экспертов привлеченных из спец. организаций. Для проведения оценки составляется приказ или распоряжение. По итогам проверки заполняется декларация, которая отправляется в электронном виде в базу данных Минтруда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нарушение сроков влечет за собой штрафы за непроведение СОУТ в 2019 году. Проверка может проходить в несколько этапов, но должна быть завершена не позже, чем конца года. С 1 января 2019 года Роструд начнет штрафовать за отсутствие СОУТ.

Новшества по исполнению СОУТ

Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2015г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2019 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2019 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2020года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

Законодательство

Проведение СОУТ осуществляется на основании нормативов РФ:

  • Закон № 426-ФЗ;
  • КоАП (ст. 5.27.1);
  • Трудовой кодекс;
  • Уголовный кодекс (ст. 143);
  • Постановление Правительства РФ №290 14.04.2014 (содержащее список рабочих зон, в отношении которых обозначены особенности проведения проверок).

Штрафы за невыполнение проверки

Законодательно прописанные в ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП штрафы за СОУТ в январе 2019, увеличены практически вдвое, чем при раннее действующей аттестации рабочих зон. Остается наедятся, что эти санкции заставят предприятия, регулярно нарушающие закон, задуматься, о том, что дешевле организовать СОУТ, чем попасть под штрафы из-за мошенничества.

Административная ответственность

Штрафы за отсутствие СОУТ 2019 по сравнению с предыдущим годом остались в тех же рамках:

  • для сотрудников, ответственных за проверку 5 – 10 тыс. руб., либо предупреждение;
  • для ИП 5 – 10 тыс. руб.;
  • для юр. лиц 60 – 80 тыс. руб.

Если проверка прошла, но отчетные данные не поданы вовремя в Минтруд, также применяется наказание в диапазоне:

  • для сотрудников, ответственных за проверку 20 — 50 тыс. руб. Или лишение полномочий на 1 – 3 года;
  • для ИП 30 – 50 тыс. руб.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб.

Уголовная ответственность

Если непроведение СОУТ повлекло смерть сотрудника на предприятии или ухудшение его здоровья, то гендиректор и специалист по ОТ привлекаются к уголовной ответственности. В УК РФ (ст. 143) прописаны наказания:

  • денежный штраф, 400 тыс. руб. и более или до года тюремного заключения — при нанесении существенного вреда здоровью работника (ч. 1);
  • до 4 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть работника (ч. 2);
  • до 5 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть 2 работников и более (ч. 3).

Повторные нарушения

Повторное и последующее отступления от правил проведения СОУТ в силу ч.5 ст.5.27.1 КоАП предусматривает наказание:

  • для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
  • для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.

Ответственность специальной организации сопровождающей СОУТ

Работодатель может проводить проверку только совместно со спец. организациями, требования к которым прописаны в ст.19 Закона №426-ФЗ. Таких организаций не так много. Их перечень можно найти на сайте Минтруда.

Результаты проверок совместно с иными организациями, согласно тому же закону, будут недействительны.

После утверждения данных проверки их знакомят с сотрудниками под подпись. Если работник не согласен с результатами, он имеет право обжаловать их в суде (ст.5 Закона №426-ФЗ).

Государственная инспекция уполномочена проверять и контролировать работу спец организаций проводящих СОУТ. При нарушении утвержденных способов проверки и исследований, фальсификации результатов, эксперты по СОУТ также подвергаются административным взысканиям, вплоть до временного отстранения от выполнения работы.

Читайте так же:  Является ли регистрационное удостоверение правоустанавливающим документом

Что такое специальная оценка условий труда

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все предприятия и организации, независимо от вида деятельности, формы собственности и организационно-правовой структуры. В статье расскажем, что такое специальная оценка условий труда, какова цель ее проведения, какие особенности оформления.

Что такое специальная оценка условий труд: краткие положения

Под специальной оценкой условий труда (СОУТ) понимают комплекс мероприятий по проверке рабочих мест сотрудников всех подразделений организации. Основная цель проведения СОУТ – установление фактов воздействия, которые могут повлиять на условия труда сотрудников и сделать их вредными и/или опасными. Таким образом, в процессе проверки устанавливаются не только элементы фактического воздействия, но и потенциальные факторы, которые могут негативным образом повлиять на условия труда сотрудников, и, как следствие, на их жизнь и здоровье.

Законодательная база для проведения

Обязанность работодателя проводить СОУТ, а также порядок организации и оформления спецоценки утверждены трудовым законодательством и федеральными законами. С одной стороны, ТК РФ гарантирует каждому работнику право на безопасный труд, и прямая обязанность работодателя – обеспечить для этого благоприятные условия. Читайте также статью: → «Декларация соответствия условий труда (образец)».

С целью контроля за соблюдением трудового законодательства, на федеральном уровне был принят закон №426, вступивший в силу 01.01.15. Согласно нормативному акту, работодатель обязан осуществлять проверку условий труда на предмет установления возможной опасности и факторов, которые могут негативно повлиять на здоровье работника. Обеспечить проведение СОУТ в установленном порядке – обязанность каждого работодателя, в том числе организаций всех форм собственности независимо от количества сотрудников в штате, а также ИП с наемными работниками.

Классификация результатов СОУТ

Конечная цель СОУТ – классифицировать условия труда в соответствие с установленными категориями:

  • если по итогам спецоценки условия признаны соответствующими нормам, то такие условия признаются оптимальными;
  • в случае если результат проверки соответствует нормам, но находится на минимальной границе, без ее превышения, то такие условия труда считаются допустимыми;
  • условия, при которых на работника напрямую воздействуют вредные факторы, признаются вредными;
  • если при выполнении должностных обязанностей для работника существует прямая угроза жизни и здоровью, то считается, что такой сотрудник трудиться в опасных условиях.

При СОУТ обследуются все помещения (как производственные, так и складские, офисные, т.п.). Условия труда определяются в разрезе наличия/отсутствия вредных и опасных факторов.

Должность сотрудника и структурное подразделение на результат СОУТ не влияют. К примеру, если сотрудник бухгалтерии не имеет каких-либо обязанностей, выполнение которых может принести угрозу здоровью, но рабочее место такого сотрудника находится на территории производственного помещения с загрязненной атмосферой, то в таком случае условия труда признаются вредными. Читайте также статью: → «Особенности приказа о создании комиссии по спецоценке условий труда (скачать образец)».

Когда нужно проводить СОУТ

Действующее законодательство обязует работодателя проводить СОУТ по факту введение в действие рабочего места. То есть спецпроверка должна быть проведена:

  • перед началом ведения деятельности организации – для всех помещений и подразделений;
  • после модернизации оборудования;
  • в случае изменения производственного процесса;
  • при использования в хозяйственной деятельности нового помещения;
  • в случае изменения средств индивидуальной защиты, применяемых в организации.

Таким образом, СОУТ необходимо проводить комплексно в начале ведения деятельности, а также при вступлении в силу каких-либо производственных или иных изменений – локально, по месту проведения таких изменений, для установления их влияния на работников.

В случае если на предприятии произошел несчастный случай (авария на производстве, травма сотрудника, т.п.), то работодатель по настоянию профсоюза или по собственной инициативе, может провести внеочередную спецоценку. Цель проверки в данном случае – установить, повлияли ли условия труда на произошедший несчастный случай.

Срок СОУТ в описанной ситуации – не позже 6-т месяцев с момента наступления аварии (травмы, т.п.).

Как оформить СОУТ на предприятии

Спецоценка проводится в строгом соответствии с установленными законодательными нормами. В обобщенной форме СОУТ состоит из 4-х основных этапов:

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Ответственность за непроведение СОУТ

В случае если работодателем не проведена спецоценка, либо СОУТ осуществлена с нарушением установленных норм, действующим законодательством предусмотрены следующие меры взысканий:

  • административный штраф от 5.000 руб. до 10.000 руб., который налагается на ответственных должностных лиц (руководитель компании, начальных отдела охраны труда, т.п.);
  • штраф от 5.000 руб. до 10.000 руб. в случае непроведения спецоценки ИП;
  • штраф от 60.000 руб. до 80.000 руд. – для организаций, нарушивших порядок проведения спецоценки.

Штраф за отсутствие СОУТ

Статья раскрывает меры наказания за невыполнение ФЗ № 462 — из нее вы узнаете, какой положен штраф за отсутствие СОУТ (специальная оценка условий труда).

В 2019 году штрафы за непроведение СОУТ не увеличились. Действующее законодательство (КоАП) осталось прежним. Окончился переходный, подготовительный период. С выхода в свет закона, требующего от работодателей инспектирования трудовых объектов на их предприятиях, прошло пять лет. Ответственные работники из Минтруда объяснили, что до января 2019 года было дано время на подготовку. Сейчас закон вступит в полную силу.

Определение СОУТ

Вспомним, что такое СОУТ? Понятие спецоценка условий труда пришло на смену аттестации рабочих мест, бывшей ранее. Нормативной базой нововведения стал закон Российской Федерации № 462, подкрепивший соответствующую статью ТК об обязанности работодателя обеспечить своим работникам безвредные условия, технику безопасности.

Специальной оценкой условий труда называют исполнение ряда мер по изучению производственной среды на отдельных местах работы, вида трудовой деятельности для определения вреда психофизическому состоянию человека. Ревизии подлежат условия производства и свойства труда: тяжесть, напряженность. Критерий — соответствие санитарно-гигиеническим правилам.

Читайте так же:  Требования к образованию механика по выпуску автотранспорта

Санкции за нарушения

После появления ФЗ № 462 появились соответствующие статьи в КоАП и УК. Какие штрафы и санкции по СОУТ (специальная оценка условий труда) ожидают виновных — вот что волнует владельцев индивидуальных, акционерных иных предприятий. Под действие закона подпадают собственники, имеющие в штате более одного работника. Если на предприятии один директор, он же работник и трудится вне дома, место подлежит декларированию — п.3 ст. 3 ФЗ № 426.

Штраф за непроведение спецоценки условий труда в 2018 года такой же, как сейчас. За первое нарушение платят:

[1]

Второе нарушение обойдется дороже:

  • руководитель — 5000–10 000 рублей;
  • владелец малого бизнеса — 5000–10 000 рублей;
  • организация — 60 000–80 000 рублей.
  • испытатель — 30 000–40 000 рублей или отстранение от работы на 1–3 года.
  • собственник — 30 000–40 000 рублей или временное прекращение деятельности до 90 дней.
  • организация — 100 000–200 000 рублей или запрет на деятельность до 90 дней.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2019 году

Штрафы за непроведение СОУТ после 1 января 2019 года остались прежними. Окончился подготовительный период (4 года). Подзаконные предприятия обязаны были отчитаться в выполнении ФЗ № 462 до начала нового года. Предупреждения, отправленные ГИТ, следует расценивать как меру наказания номер один. По закону теперь могут вступить в силу следующие санкции.

Альтернатива денежным платежам — временное прекращение производственной деятельности. Время простоя — до 90 суток. Новшеством называют введение автоматической проверки. Она будет проводиться автоматически, по базе данных ФНС, ПФ, ФГИС. Предприятия, в которых будут выявлены нарушения, получат предупреждение и отсрочку в 6 месяцев на проведение СОУТ. Внеочередная инспекция может нагрянуть, если обнаружится наличие рабочих мест, существующих более одного года, не вошедших в последний отчет.

Штрафы за непроведение СОУТ

Аттестация, бывшая ранее, обходилась работодателям дороже, чем штрафы за ее неисполнение. Если до введения ФЗ № 462 собственники могли не особенно задумываться о соблюдении санитарно-гигиенических норм на производстве, могли экономить на предоставлении защитных, охранных средств, то сейчас под давлением закона они будут вынуждены выполнять оценку как следует.

Вывод: ответственность за непроведение СОУТ ожидает всех, кто опоздает с ее выполнением, проведет с ошибками, подаст неточные сведения в декларации.

Административная ответственность

О нарушениях в сфере охраны труда говорит п. 27 ст. 5 КоАп РФ. Пункты 1 и 2 рассказывает о мерах взыскания за нарушение охранных норм в первый раз и второй раз соответственно. 3 пункт называет методы воздействия за допуск на работу неподготовленных людей. В абзаце 4 сказано о наказании при неоформлении трудового договора с работником или заключение ГПД. 5 пункт перечисляет суммы штрафов и мер наказания за повторное правонарушение пунктов 3 и 4. Абзац 6 называет денежные взыскания с должностных лиц за полную или частичную невыплату зарплаты, а последний пункт указывает штрафы за повторное нарушение по несвоевременной выдаче оплаты труда.

Уголовная ответственность

В УК говорится, чем грозит руководителю несчастный случай, авария, из-за которой погибли люди: один или более человек. Вред здоровью, получение травмы работником из-за упущений в технике безопасности обойдется виновному в колоссальный штраф — 400 000 рублей. Если он не может сразу выплатить эту сумму, с него будут взимать зарплату, любой другой доход в течение полутора лет. (18 месяцев). Или он будет осужден на отбывание наказания в режимном учреждении один год. На год его могут отстранить от занятия руководящих постов. Если человек погибнет, руководитель заплатит четырьмя годами свободы. Если число погибших более одного, виновника осудят на пять лет. Три года он не сможет занимать ответственные должности.

Повторное нарушение СОУТ

Первое нарушение расценивается как ошибка, вызванная незнанием закона, непониманием методики, неопытностью в ведении бизнеса. К рецидиву отношение другое. Он считается проявлением безалаберности, пренебрежением к закону. Инспектирующие инстанции вправе забраковать результаты СОУТ, если найдут недочеты в проведении.

Уместно спросить, как избежать штрафа по СОУТ. Ответ прост: внимательное отношение к процедуре, скрупулезное составление документации, отчетности, соблюдение сроков помогут избежать неприятностей. А кто штрафует за отсутствие специальной оценки условий труда? Контроль над исполнением ФЗ № 462 лежит на Министерстве труда. В региональное подразделение этого ведомства сдают декларацию и отчет. Орган уполномочен штрафовать за отсутствие СОУТ.

Рассмотрим, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. На первом этапе отправляется письмо-предупреждение. В нем говорится, что нельзя нарушать законы государства. Администрации дается время на исполнение СОУТ. Для недавно созданного ИП дается 6–12 месяцев. Денежные взыскания и другие санкции вступают в действие после неисполнения СОУТ в течение этого времени.

Ответственность инспектирующих организаций

Наказание последует, если выяснится, что исследование проведено халатно. Если окажется, что проверяющие лица выдали неверную информацию, им тоже придется платить.

Меры призваны упорядочить трудовые отношения, обеспечить права работников, избавить всех от страха за увечья, болезни, смерти, аварии, происходящих из-за неблагоприятных обстоятельств на производстве.

Видео на тему штрафов за непроведение СОУТ.

Тюменской области

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда

20.06.2018 Обычная важность

Согласно законодательству, работодатель обязан обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда. Соблюдаются эти нормы не всегда: на одних предприятиях из-за безответственности работодателя, на других – в силу специфики производства.

Несколько лет назад система проверок безопасности рабочих мест, создаваемых работодателями подверглась серьезным изменениям. Теперь специальную оценку условий труда, или сокращенно СОУТ , обязаны поводить все без исключения фирмы и ИП, имеющие сотрудников. Игнорирующие СОУТ работодатели должны быть готовы к значительным суммам штрафа за непроведение специальной оценки условий труда.

Специальную оценку условий труда следует проводить не реже, чем 1 раз в пять лет. Это касается прежде всего действующих рабочих мест.

Помимо этого, есть ряд ситуаций, когда проверка должна быть проведена внепланово. Это, например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, получение работодателем соответствующего предписания государственного инспектора труда, изменение технологического процесса или замена производственного оборудования, означающее довольно заметное изменение условий труда, произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание (это просто аннулирует действующий документ о соответствии рабочего места) и, наконец, поступление мотивированных предложений от рабочего профсоюза.

Читайте так же:  Отказ в технологическом присоединении к электрическим сетям

При наступлении одного из перечисленных оснований внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев.

В случае несоблюдения сроков проведения СОУТ работодатель должен быть готов к штрафу за не проведение СОУТ. Это относится в том числе и к ситуациям, когда работодатель игнорирует необходимость внеочередных оценок.

Объем ответственности для нарушителей определяет Кодекс об административных правонарушениях (ч.1 ст. 5.27.1). Так, индивидуальные предприниматели и должностные лица будут оштрафованы на сумму от 5 до 10 тысяч рублей. Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда для организации-работодателя существенно выше и достигает 60 000 – 80 000 рублей (п. 2 ст 5.27_1 КоАП РФ).

При систематических нарушениях штраф за непроведение СОУТ для юридических лиц вырастают до 200 тысяч рублей, для ИП и должностных лиц – до 40 тысяч. Альтернативой может стать приостановка деятельности предприятия до 90 суток и дисквалификация должностных лиц на срок до 3х лет.

Если же в результате непроведенной спецоценки будет причинен тяжкий вред здоровью работника, работодатель попадает под действие ст. 143 Уголовного кодекса. В таком случае наказание составит от 400 000 рублей в виде штрафа. В наиболее тяжелых случаях, например, при смертельном исходе, встанет вопрос лишения свободы для работодателя на срок от 1 до 5 лет.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда

Проведение спецоценки урегулировано Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о спецоценке). Методика проведения спецоценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по заполнению утверждены Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н.

На основании ч. 3 ст. 3 Закона о спецоценке оценке подлежат условия труда всех работников, кроме надомников, дистанционных работников и трудящихся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

Периодичность спецоценки – раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона о спецоценке). При этом ч. 4 ст. 27 Закона установлено, что если до дня его вступления в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

Отметим, что не все работодатели торопятся сделать спецоценку, включая и тех, кто не проводил аттестацию рабочих мест. Они руководствуются ч. 6 ст. 27 Закона о спецоценке, согласно которой в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 данного Закона , специальная оценка может осуществляться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31.12.2018.

Но на практика инспекторы ГИТ уже не раз накладывали штрафы на таких работодателей, причем немалые. Санкции Стаей 5.27.1 КоАП РФ установлены следующие санкции за нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение:

Причем контролеры не рассматривают даже, имеются ли у работодателя рабочие места с вредными или опасными условиями труда, названные в ч. 6 ст. 10 Закона о спецоценке. Основание для применения санкций – непроведение аттестации.

Между тем ВС РФ в Постановлении № 57-АД16-5 указал, что при применении мер административной ответственности к работодателям, не проводившим спецоценку, ГИТ необходимо исследовать вопрос о том, предусмотрены ли штатным расписанием организации рабочие места, относящиеся к названным в ч. 6 ст. 10 Закона о спецоценке, и есть ли основания для внеплановой спецоценки (например, организация нового рабочего места). Только при наличии первого или второго фактора наказание за непроведение спецоценки законно.

Таким образом, по мнению ВС РФ, спецоценка может осуществляться поэтапно до 31.12.2018. Причем в этот срок ее вправе провести даже те компании, которые ранее не проводили аттестацию рабочих мест.
В заключение скажем, что не стоит все-таки затягивать с проведением спецоценки, поскольку нужно установить фактические условия труда, внести их в трудовой договор (этого требует ст. 57 ТК РФ) и предоставлять гарантии и компенсации в случае необходимости. Но если к вам пришел инспектор и штрафует за непроведение спецоценки, а рабочие места в компании в основном предназначены для офисных работников, рекомендуем обжаловать решение контролера. Скорее всего, суд встанет на вашу сторону.

Видео (кликните для воспроизведения).


Источник публикации: Тарасов В.Д. Непроведение спецоценки – что грозит работодателю? // Отдел кадров коммерческой организации. 2016. № 10 . с. 40 – 41 (статья также была размещена в СПС КонсультантПлюс); электронный ресурс: www.consultant.ru .

Источники


  1. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.

  2. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.

  3. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.
Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here