Ответственность за неисполнение предписания роспотребнадзора

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Ответственность за неисполнение предписания роспотребнадзора" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Ответственность за неисполнение предписания роспотребнадзора

Административная ответственность предусмотренная за нарушение требований пожарной безопасности.

Административная ответственность за нарушения требования пожарной безопасности предусматриваются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ)

Примечание: таблица составлена в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции от 08.11.2011.

Органы уполномоченные на осуществление государственного пожарного надзора.

Государственный пожарный надзор под руководством главного государственного инспектора Российской федерации по пожарному надзору осуществляют следующие органы:
— департамент надзорной деятельности МЧС России;
— управление надзорной деятельности (УНД) регионального центра МЧС России;
— УНД Главного управления МЧС России по субъекту РФ;
— территориальные отделы (отделения) надзорной деятельности УНД Главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

Основание для проведения мероприятия по контролю.

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:
— номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
— наименование органа государственного контроля (надзора); фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
— наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
— цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
— правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
— дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю предъявляется со служебным удостоверением проверяющего. По результатам мероприятий по надзору должностным лицом органа ГПН, осуществлявшим проверку, составляется акт проверки установленной формы, который вручается в 10-ти дневный срок после окончания проверки руководителю юридического лица (его заместителю) и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи.

Действия должностных лиц в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности.

При выявлении нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН, осуществляющее мероприятие по контролю, возбуждает и рассматривает дело об административном правонарушении и выдает предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 6 закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, ст. 25 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ предписание является обязательным для исполнения, одновременно ст. 19.5 КоАП РФ, предусмотрено применение административной ответственности лицам, не исполняющим предписаний. Предлагаемые мероприятия в предписании должны быть обоснованы пунктами нормативных актов.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено другое.

Размер административного штрафа за совершение административного правонарушения назначается в пределах установленных законом размеров.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление о наложении административного наказания может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока обжалования, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен лицом, правомочным рассматривать жалобу.

В соответствии статьи 30.1 КоАП РФ постановление о наложении административного наказания, вынесенное государственным инспектором по пожарному надзору в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в арбитражный суд, в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Административное приостановление деятельности – это вид административного наказания, которое заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей либо в случае совершения административного правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности, предусмотрен частью 1 статьи 20.4 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Данное наказание назначается судьей только в случаях, предусмотренных КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Срок административного приостановления деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Если по решению суда применено наказание в виде административного приостановления деятельности (эксплуатации объекта), исполнение наказания возлагается на судебных приставов-исполнителей. При этом способ исполнения наказания должен быть прописан в решении суда. Вопрос о возможности доступа на приостановленный для эксплуатации объект с целью устранения нарушений требований пожарной безопасности решается судом и судебными приставами. При неясности способа исполнения наказания вопрос решается судом по обращению судебного пристава-исполнителя с учетом мнения представителя органа ГПН.

Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц.

Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц органов ГПН осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или в суд. Подача жалобы производится в письменном виде. Кроме этого, изложить суть жалобы можно также по «Единому телефону доверия».

Читайте так же:  Сколько делается приватизация квартиры после подачи документов

Лицо, направившее жалобу, в обязательном порядке обязано указать:
— наименование государственного органа, в который направляется жалоба
— Ф.И.О. должностного лица, которому подается жалоба
— свою Ф.И.О.
— почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ
— суть жалобы
— поставить свою личную подпись и дату обращения
— в случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.

Письменная жалоба, либо поступившая жалоба на телефон доверия в орган ГПН, рассматривается в течение 30 дней с момента регистрации, ответ на жалобу направляется заявителю по почтовому адресу, указанному в обращении. (Приказ МЧС России № 517 от 1.10.2007г. п. 95, 96).

РЕКОМЕНДУЕМ
Подготовка к проверке без штрафных санкций, по новым требования законодательства РФ.

Ответственность за повторное неисполнение предписания роспотребнадзора

Неисполнение предписания: особенности административной ответственности

Очень часто по результатам мероприятий государственного и муниципального контроля индивидуальным предпринимателям вручаются обязательные для исполнения предписания, представления, постановления или решения, невыполнение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ. Рассмотрим, на что бизнесменам следует ­обратить внимание, если их будут привлекать к ­административной ­ответственности. Как известно, с 1 января 2016 г. большинство коммерсантов могут не бояться некоторых видов проверок целых три года – до 31 декабря 2019 г.

Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”»

. Однако окончательно расслабиться предпринимателям вряд ли удастся.

[3]

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль

Статья 19.5 КоАП РФ.

Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами

Новая редакция Ст.

19.5 КоАП РФ. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль 1.

Неисполнение предписания предусматривает наказание

Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя, в том числе выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, а также привлечение к ответственности лиц, совершивших такие правонарушения.

С целью устранения выявленного при проведении проверки соблюдения законодательства в области защиты прав потребителей нарушения гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим и должностным лицам выдаются предписания об устранении нарушений с указанием срока его исполнения.

В соответствии с ч.4 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения)

Решение № 12-22/15 12-22/2015 от 12 мая 2015 г.

— Административное Дело № 12-22/15РЕШЕНИЕ12 мая 2015 года с. Сарыг-Сеп Каа-Хемский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Юзеевой Л.Н., при секретаре Кешпи А.Ш.-Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среду по Республике Тыва Г.

на постановление мирового судьи судебного участка Каа-Хемского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу № в отношении Администрации сельского поселения сумона Усть-Буренский Каа-Хемского района Республики Тыва по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,с участием законного представителя юридического лица- Администрации сумона Усть-Буренский Каа-Хемского района Республики Тыва Седи А.С, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Тыва по доверенности Куулар Х.С.,установил:Государственный

Штрафы за нарушение требований роспотребнадзора

> > Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N 412.

В п. 3 Положения указано, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).Среди полномочий Роспотребнадзора, как они определены в п. 2 ст. 40 Закона о защите прав потребителей, значится (пп. 3) применение в порядке, установленном законодательством РФ, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдача предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований.В силу пп.

4 п. 4 той же статьи должностные лица органа государственного надзора

Роспотребнадзор (стенд)

Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея информирует граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, об административной ответственности предусмотренной ч.1 ст.19.5 и ст. 19.6 КоАП РФ В соответствии с ч.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации граждане, должностные лица, юридические лица обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные

Предписание от Роспотребнадзора: должна ли ему предшествовать проверка?

Анонсы 8 августа 2019 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Оформление налоговой декларации для получения налогового вычета

22 августа 2019 Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В марте текущего года предметом рассмотрения Экономической коллегии ВС РФ стало дело о признании незаконным предписания Роспотребнадзора об устранении нарушения санитарного законодательства.

Ответственность за неисполнение предписания роспотребнадзора

До 1 января 2015 г. за невыполнение предписания государственного инспектора труда были предусмотрены штрафы на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

С 1 января 2015 г. существенно увеличены размеры штрафов, ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях дополнена ч. 23 следующего содержания: «невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей».

Автоправозащита.RU

Государство тщательно следит за соблюдением потребительского законодательства и в случае нарушения всегда становится на сторону потребителя. Роспотребнадзор является специализированным контролирующим органом, главной задачей которого является выявление фактов нарушения действующего законодательства РФ, а также осуществление деятельности, направленной на защиту интересов потребителей.

Основная информация

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Функции Роспотребнадзора:

  • надзор за санитарно-эпидемиологической ситуацией:
  • в местах общепита;
  • в местах образования и сооружения водных объектов, а также систем водоснабжения;
  • на объектах строительства, а также на подготовительном этапе;
  • на производственных предприятиях;
  • в почве, воздухе, а также при проведении утилизации отходов;
  • в жилых помещениях;
  • в образовательных и лечебно-оздоровительных учреждениях;
  • контроль за соблюдением потребительского законодательства;
  • выдача заключений;
  • проведение мониторинга в социально-гигиенической сфере;
  • проведение аттестационных мероприятий рабочих, занятых в специализированной деятельности;
  • координация работы территориальных подразделений, ведение отчетности и статистики.

Главной задачей Роспотребнадзора является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.

Законодательство

В РФ действует множество нормативных правовых актов, защищающих права потребителей, но в данной теме целесообразно обратить внимание на ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благосостоянии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999г.

Ключевые нормы Закона:

[1]

Говоря об ответственности, не лишним будет изучить некоторые нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Какие бывают проверки

Роспотребнадзор может проводить следующие виды проверок:

  • плановые;
  • внеплановые;
  • выездные и документарные.

Каждую из них следует рассмотреть детальнее.

Плановые проверки проводятся раз в 3 года на основе ранее разработанного графика, составляемого на предстоящй год. Проверяемые субъекты могут ознакомиться с ним на официальном сайте органа, где предоставляется исчерпывающая информация о предстоящих мероприятиях.

За 3 дня до начала проверки предприниматель должен быть проинформирован надлежащим образом по почте или лично. В период на 2017-2018 год малый бизнес освобожден от плановых проверочных мероприятий, за исключением предприятий в сфере здравоохранения, образования, массовых мероприятий.

Внеплановые

Видео (кликните для воспроизведения).

Внеплановые проверки проводятся с целью контроля исполнения ранее вынесенных предписаний по выявленным нарушениям на основании жалоб, ходатайств и иной информации от граждан. Проведение проверок по сигналам неравнодушных и активных граждан может быть реализовано при наличии реальных доказательств выявленных нарушений.

Дополнительно необходимо согласование с органами прокуратуры. Предприниматель уведомляется о запланированных мероприятиях за 1 сутки до начала их начала. Не исключены ситуации, когда требуется неотложное вмешательство и проведение проверки, и в таких ситуациях одобрение прокуратуры не нужно.

Выездные и документарные проверки проводятся путем личного визита инспектором проверяемого или затребования необходимых документов.

Кого проверяют

Роспотребнадзор уполномочен проверить практически любого предпринимателя или организацию. Наиболее распространенный вид проверяемых субъектов – ИП или предприятия, тесно взаимодействующие с населением. В сферу контроля Роспотребнадзора подпадают любые правоотношения в сфере защиты прав потребителей.

Что будут проверять

Сфера полномочий Роспотребнадзора достаточно широка, и его сотрудники осуществляют проверки во многих направлениях, в том числе обладают полномочиями Санэпидемстанции.

В сферу компетенции государственного органа входит:

  • контроль за соблюдением норм потребительского законодательства;
  • контроль санитарно-эпидемиологической ситуации;
  • проведение аттестации работников некоторых сфер деятельности;
  • проведение аудита.

Большинство проверок проводится внепланово на основании жалоб или заявления граждан, выявивших нарушения в сфере:

  • соблюдения трудового законодательства РФ;
  • проведения квалификаций или аттестации работников, а также оформления санитарных книжек;
  • сертификации продукции;
  • использования контрольно-кассовых приборов;
  • проверки качества продукции.

Каждый предприниматель имел опыт общения с представителями Роспотребнадзора.

Проверка документов

Роспотребнадзор при проведении проверок может потребовать следующие документы:

  • устав или ИНН;
  • санитарную документацию на сотрудников проверяемого;
  • программы производственного контроля;
  • наличие лицензий на осуществляемый вид деятельности;
  • вывески;
  • уголок потребителя;
  • наличие актуального прейскуранта цен, каталогов, меню;
  • правоустанавливающие документы на занимаемое помещение;
  • договора с организациями, предоставляющих услуги по утилизации и вывозу мусора;
  • журналы проверок.
Читайте так же:  Порядок получения водительских прав после сдачи экзамена

Каким образом проходит проверка

Плановые проверки начинаются с аудита документации. Контролирующий орган запрашивает у субъекта предпринимательства установленный перечень документов на основании заверенной копии приказа о проведении плановой проверки.

Данные, хранящиеся в открытом доступе в соответствующих государственных реестрах, не запрашиваются.

Проверяемому субъекту предоставляется 10-дневный срок на выполнение требования Роспотребнадзора для предоставления запрашиваемых документов с момента его получения.

Уклонение от выполнения требования наказывается штрафом Роспотребнадзора.

Проверяемый субъект вправе потребовать предоставления удостоверяющего документа проверяющего, а также приказа, в котором отображено кого, когда на каком основании будет проходить проверка.

По окончанию проверки составляется акт или заключение в двух экземплярах, в котором отображаются выявленные нарушения, а также указания для их исправления. Один из актов вручается проверяемому под роспись.

Содержание заключительного акта проверки:

  • дата и места составления;
  • наименование органа, проводившего проверку;
  • данные приказа, на основании которого проводилась проверка;
  • указание сроков начала и окончания проверки;
  • данные о субъекте проверки;
  • суть выявленных нарушений;
  • роспись руководителя проверяемого предприятия;
  • подписи всех лиц, участвующих при проведении проверки;
  • отметка в журнале учета о проведенной проверке.

Проверяемому отводится 3-месячный срок для обжалования результатов проведенной проверки. Жалоба направляется вышестоящему руководству или в суд.

По результатам проведенной проверке Роспотребнадзор может:

  • выписать обязательные для исполнения предписания;
  • оштрафовать проверяемого;
  • приостановить деятельность проверяемой организации до исправления выявленных нарушений;
  • передать документы в суд.

Какие бывают нарушения со стороны инспекции

Сотрудники Роспотребнадзора, как и проверяемые, обязаны действовать исключительно в рамках закона.

При проведении проверки необходимо учитывать важные нюансы:

  • проверка может проводиться только в присутствии представителей проверяемого субъекта;
  • запрещено изымать у проверяемого оригиналы документов, или иные данные, не касающиеся предмета проверки;
  • необходимо контролировать соблюдение установленных сроков проведения проверки;
  • изъятие образцов для анализов должно проводится с соблюдением установленных норм и сопровождаться составлением соответствующих актов;
  • запрещена выдача предписаний, обязывающих проводить контрольные мероприятия за счет проверяемого;
  • запрещено разглашать данные, полученные в процессе или результате проведенной проверки;
  • требования оплатить проверку или единичные контрольные мероприятия являются незаконным.

Сроки проведения

Законодательно установленный срок проведения проверки составляет 20 дней, однако Роспотребнадзор может увеличить указанный срок по распоряжению.

О принятом решении продления срока проверки предприниматель уведомляется дополнительно.

Если документарная проверка перейдет в выездную, то срок мероприятий может увеличиться до 40 суток.

Выездная проверка малого предприятия максимум может составлять 50 часов, а микропредприятия – 15 часов.

Штрафы Роспотребнадзора и ответственность

Законодательство предусматривает несколько видов ответственности, за выявленные нарушения:

  • дисциплинарную;
  • административную;
  • гражданско-правовую;
  • уголовную.

Административная ответственность является наиболее распространенной. Роспотребнадзор штрафует в среднем от 20 до 200 тысяч рублей, в зависимости от правонарушения.

В качестве обеспечительной меры, направленной на устранение выявленных нарушений, является приостановление деятельности предприятия.

Виды административных правонарушений:

  • нарушение санитарно-гигиенических норм;
  • торговля без документов, а также в нарушение установленных требований качества товаров;
  • несоответствие КБК фактической деятельности;
  • нарушение использования ККМ;
  • недобросовестная торговля путем обвеса или обмана покупателей;
  • нарушение прав потребителей.

Штрафная сетка:

  • 5-10 МРОТ, приостановка деятельности на 3 месяца – нарушение санитарно-гигиенических норм;
  • 10-20 МРОТ – нарушение правил эксплуатации нежилых помещений;
  • 100-200 МРОТ, уголовная ответственность – нарушения, приведшие к распространению инфекционного заболевания;
  • 20 тыс. рублей — отсутствие журнала учета средств дезинфекции;
  • 10-20 тыс. рублей – невыполнение предписания Роспотребнадзора.

Подготавливаемся к проверке

Подготовиться на 100% к предстоящей проверке практически невозможно. Контролирующий орган всегда сможет найти повод найти нарушение, однако приблизится к указанному показателю реально.

Можно доверить подготовку к проверке специализированным компаниям, готовых за денежное вознаграждение надлежащим образом привести в порядок деятельность предприятия.

Важно следить за:

  • наличием санитарных книжек;
  • соблюдением потребительского законодательства;
  • соблюдать правила хранения и реализации продукции;
  • в срок исполнять предписания контролирующего органа.

Ознакомиться с наиболее распространенными нарушениями и исключить их выявление.

Частые нарушения

Наиболее распространенные нарушения можно выделить в следующих видах деятельности:

  • парикмахерские, салоны красоты:
  • отсутствие тройного комплекта рабочих инструментов;
  • отсутствие ламп ультрафиолетового света и учета их работы;
  • нарушение требований при обработке рабочих инструментов;
  • отсутствие маркировки;
  • нет разделения зон;
  • сотрудники организации не прошли медосмотр.
  • аптеки:
  • невыполнения требования СанПина;
  • наличие просроченных лекарства, а также нарушение правил хранения;
  • нарушение режима стирки спецодежды;
  • закрытый доступ клиентам к информации о продукции;
  • общепит:
  • плохая вентиляция или ее отсутствие;
  • нарушение правил хранения продукции, приведший к штрафу Роспотребнадзора за просроченный товар;
  • отсутствие документов на продукцию;
  • отсутствие маркировки;
  • несоблюдение санитарных норм и требований.

Как лучше себя вести

Во время визита инспекции следует не паниковать, а лучше:

  1. Пригласить специалиста в этой области для сопровождения предприятия;
  2. Удостовериться в правомерности проведения проверки и наличия полномочий у проверяющих;
  3. Проверить наличие приказа о проведения проверки;
  4. Ознакомиться с результатами проведенной проверки и обжаловать их в случае несогласия, либо оплатить выписанный штраф с сохранением квитанции.
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48
Читайте так же:  Рабочее место не соответствует требованиям охраны труда

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Неисполнение предписания: особенности административной ответственности

  • Чуряев Александр | сотрудник Академии ФСО России, к.ю.н.

О чень часто по результатам мероприятий государственного и муниципального контроля индивидуальным предпринимателям вручаются обязательные для исполнения предписания, представления, постановления или решения, невыполнение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ. Рассмотрим, на что бизнесменам следует ­обратить внимание, если их будут привлекать к ­административной ­ответственности.

Рассмотрим, на что следует обратить внимание в предписании, если оно будет вынесено в адрес бизнесмена для привлечения к административной ответственности.

Начнем с того, что предписания контролирующих органов должны иметь три главных признака.

Обязывающий характер

Все административные правонарушения, предусмотренные ст. 19.5 КоАП РФ, выражаются в форме бездействия по неисполнению в установленный срок предписаний 1 органов, осуществляющих ­различные виды государственного и (или) муниципального контроля.

При этом неисполнению должны подлежать именно предписания, являющиеся ненормативными правовыми актами. Объединяет эти акты то, что они:

  • принимаются уполномоченными лицами в случаях обнаружения нарушений законодательства подконтрольными (поднадзорными) субъектами;
  • устанавливают для подконтрольных (поднадзорных) субъектов обязательные для исполнения требования по устранению выявленных нарушений;
  • носят административно-властный характер.

В связи с этим неисполнение индивидуальным предпринимателем актов, не отвечающих таким требованиям, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ.

Показательным в связи с этим является судебное решение, о котором пойдет речь ниже.

Законность

Следует также учитывать, что состав правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ, будет иметь место лишь в случае, когда невыполненное предписание отвечает определенным требованиям. Основным из них является то, что такой ненормативный акт должен быть ­законным. На это прямо указывается в ст. 19.15 КоАП РФ.

Суд Еврейской автономной области в постановлении от 29.05.2014 по делу № 4-А-27/2014 отметил, что «обязательным признаком объективной стороны состава названного правонарушения является законность предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), что обязательно подлежит проверке и оценке в каждом случае привлечения лица к административной ответственности за данное правонарушение». В противном случае, как подчеркнул Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 26.12.2012 по делу № А46-23747/2012, возложение административной ответственности будет возможно за неисполнение предписания, которое было вынесено без установленных законом оснований (например, ненадлежащему субъекту, либо неуполномоченным органом и т.п.), что не отвечает задачам административного (властного) ­регулирования общественных отношений.

Из рассмотренных постановлений можно сделать вывод, что существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, является установление законности невыполненного предписания ­уполномоченного органа.

Суд для этого должен выяснить:

  • наличие материальных оснований для вынесения предписания, т.е. наличие доказательств несоблюдения индивидуальным ­предпринимателем норм действующего законодательства;
  • наличие полномочий органа или должностного лица на вынесение предписания;
  • соблюдение процедуры вынесения предписания.

При этом законность предписания доказывается надзорным органом, его вынесшим. Отсутствие таких доказательств влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с ­отсутствием состава административного правонарушения (ст. 24.5 КоАП РФ).

Исполнимость

Не менее важным требованием, предъявляемым к предписаниям, является то, чтобы они были исполнимыми. Иными словами, надзорный орган, принуждая предпринимателя к определенному поведению, должен ясно и недвусмысленно изложить свое требование, сформировать у коммерсанта четкое представление относительно того, что необходимо сделать или от каких действий нужно воздержаться. Прежде всего в соблюдении такого требования заинтересованы сами проверяющие. Ведь очевидно, что предписание будет исполнено лишь тогда, когда бизнесмен будет обладать реальной возможностью его исполнить.

Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 09.07.2013 № 2423/13 по делу № А53-19629/2012 отметил, что исполнимость предписания наряду с его законностью является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания, по мнению арбитражного суда надзорной инстанции, следует понимать как «наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ­ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение».

ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 03.12.2013 по делу № А43-27119/2012 в дополнение к этому указал, что «предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, ­четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами».

Учитывая изложенное, можно прийти к выводу о том, что требование исполнимости предписания проявляется в следующем:

  • индивидуальный предприниматель должен быть своевременно извещен о содержании вынесенного предписания;
  • предписание должно содержать ясные и недвусмысленные формулировки;
  • у бизнесмена должна иметься реальная возможность устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Если эти требования не соблюдены, то привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, невозможно. Основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в данном случае выступает отсутствие состава административного правонарушения (ст. 24.5 КоАП РФ), выражающееся в отсутствии вины нарушителя в неисполнении предписания.

Иные требования

Помимо необходимости соблюдения выше рассмотренных требований к предписаниям суды для квалификации административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, учитывают и некоторые дополнительные обстоятельства.

Читайте так же:  Перечень документов для регистрации квартиры в росреестре

Достаточно серьезное внимание уделяется судами возможности привлечения индивидуальных предпринимателей к административной ­ответственности за неисполнение нескольких выданных предписаний.

В постановлении ФАС Центрального округа от 29.06.2010 по делу № А14-1537/2010/50/5 разъяснено, что административное законодательство не содержит норм, позволяющих привлечь к ответственности за неисполнение нового ­предписания о необходимости выполнения ранее неисполненного предписания.

В то же время Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 13.03.2013 по делу № А75-1424/2012 особо подчеркнул, что назначение наказания по факту неисполнения ранее выданного предписания не означает отсутствия у контролирующего органа возможности и полномочия по выдаче повторного ­предписания об устранении нарушений законодательства.

В этом отношении интересным представляется также постановление Оренбургского областного суда от 03.09.2013 № 4а-579/2013. В деле, рассмотренном судами, было установлено, что государственной жилищной инспекцией по результатам плановой проверки управляющей компании было выдано 104 предписания об устранении нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. При этом предписания были выданы по каждому проверенному жилому дому с указанием одного срока исполнения. Через некоторое время, проведя внеплановую проверку, государственная жилищная инспекция установила неисполнение указанных предписаний и составила акты проверки по каждому проверенному дому отдельно, что послужило в последующем основанием для составления в отношении управляющей компании протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ по каждому объекту отдельно. Оренбургский областной суд пришел к выводу, что выдача государственной жилищной инспекцией по результатам одной проверки в отношении одного лица нескольких предписаний по каждому проверенному объекту является неправомерной, поскольку фактически по результату проверки было выявлено одно нарушение, состоящее из нескольких эпизодов нарушения правил содержания и ремонта жилых домов.

Отдельно следует отметить, что, по мнению судов, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ, образуется также в случае, когда предписание контрольно-надзорного органа исполнено частично (не в полном объеме). Иными словами, частичное исполнение предпринимателем вынесенного ему предписания не освобождает его от административной ответственности. Такой вывод содержит постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу № А75-3275/2012.

Процессуальные особенности

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 КоАП РФ, возбуждается на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами государственных и муниципальных органов, уполномоченных на выдачу индивидуальным предпринимателям обязательных для исполнения предписаний. Перечень таких органов предусмотрен ст. 28.3 КоАП РФ. Кроме этого следует учитывать, что во всех случаях правом на возбуждение производства по делу об административном ­правонарушении наделен прокурор (ч. 1 ст. 25.11, ст. 28.4 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях в отношении индивидуальных предпринимателей, предусмотренных:

  • частями 1, 12–15 ст. 19.5 КоАП РФ, рассматривают мировые судьи;
  • частями 16, 18 и 19 ст. 19.5 КоАП РФ, рассматривают судьи районных судов;
  • частями 6 и 15 ст. 19.5 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов;
  • частями 2–2.3, 2.6, 2.7, 3, 5, 6, 8.1, 11, 17 и 20 ст. 19.5 КоАП РФ, рассматривают судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов в случаях, если органы или должностные лица, к которым поступают дела о таких административных правонарушениях, передают их на ­рассмотрение судьям.

В остальных случаях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, рассматривают возбудившие их ­органы в соответствии с гл. 23 КоАП РФ.

Если орган, должностные лица которого возбудили производство по делу об административном правонарушении, не уполномочен рассматривать это дело, он направляет протокол (а прокурор — постановление) об административном правонарушении судье в течение трех суток с момента его составления. На основании этих и других документов судья рассматривает дело об административном правонарушении в двухмесячный срок с возможностью его продления, но не более чем на один месяц. Если дело об административном правонарушении рассматривается иным субъектом (не судьей), то такой срок составляет пятнадцать дней также с возможностью его продления, но не более чем на один месяц.

Индивидуальным предпринимателям следует учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца с момента истечения срока исполнения предписания.

Видео (кликните для воспроизведения).

В дальнейшем под предписаниями будут пониматься любые предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства. Вернуться назад

Источники


  1. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.

  2. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.

  3. Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.
Ответственность за неисполнение предписания роспотребнадзора
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here