Ответственность за деятельность службы охраны труда несет

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Ответственность за деятельность службы охраны труда несет" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Охрана труда и БЖД

Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

Права и ответственность работников службы охраны труда

Права работников службы охраны труда. Службы охраны труда имеют право:
1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по охране труда.
2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам предприятия обязательные для исполнения предписания об установлении выявленных при проверках нарушений требований по охране труда и контролировать их выполнение.
3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленные средства индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства по охране труда.
4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

Полезная информация: ремонт бензогенераторов в сервис

Ответственность за деятельность службы охраны труда несет

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

Права и ответственность работников службы охраны труда

Права работников службы охраны труда. Службы охраны труда имеют право:
1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по охране труда.
2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам предприятия обязательные для исполнения предписания об установлении выявленных при проверках нарушений требований по охране труда и контролировать их выполнение.
3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленные средства индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства по охране труда.
4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.

[1]

Полезная информация: ремонт бензогенераторов в сервис

Комитеты (комиссии) по охране труда.

Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Численность Комитета определяется в зависимости от численности работников в организации.

Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006 г. № 413.

– рассматривает предложения работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;

– оказывает содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также в проверке знаний требований охраны труда и проведению своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда.

В соответствии с законодательством Комитет:

— принимает участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений; информирует работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

— оказывает содействие в организации проведения предвари- тельных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве, в своевременном обеспечении работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием;

— рассматривает проекты локальных нормативных правовых актов по охране труда и готовит предложения по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу и др.

[3]

Для осуществления возложенных функций Комитету предоставляются следующие права:

— получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;

— заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;

— заслушивать на заседаниях Комитета руководителей и других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекших за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством РФ;

— участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения по охране труда) по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;

— вносить работодателю предложения о поощрении работни- ков организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

— содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

1. Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Читайте так же:  Реструктуризация кредита в почта банке физическому лицу

2. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

3. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.

Комитеты (комиссии по охране труда)

В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав входят в равном количестве представители работодателя и работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждено Минтрудом РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 218 ТК РФ. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах таких проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда. Таким образом, создание комитета (комиссии) по охране труда в организации является правом полномочных представителей работодателя и работников.

Нарушение требований охраны труда: ответственность

Для защиты здоровья наемных рабочих, их жизни и гарантированного соблюдения их трудовых прав в России функционирует система охраны труда. Ее основное предназначение – минимизация риска травматизма на производстве, устранение максимального количества причин развития профессиональных заболеваний. Ответственность за нарушение требований охраны труда установлена законодательством. Мониторинг деятельности работодателей в сфере безопасности труда осуществляют государственные органы.

Что делать работодателю, чтобы не нарушить закон

Ключевая роль в общенациональной системе охраны труда отводится работодателю. На руководящее звено предприятий возлагается широкий спектр обязательств, направленных на создание оптимальных условий для работы наемного персонала. Работодатель должен выявлять потенциально опасные факторы на производстве и устранять их, контролировать деятельность собственной службы безопасности труда и разрабатывать новые приемы ее совершенствования.

Обязанности работодателя утверждаются правовыми актами трудового законодательства, а ответственность за нарушение охраны труда регулируется нормами уголовного и административного права. Функции руководства предприятий сводятся к:

  • внедрению в систему управления компанией службы по охране труда;
  • организации эффективного надзора за деятельностью специалистов в сфере охраны труда;
  • созданию приемлемых условий на рабочих местах.

Для идентификации рисков и оценки степени негативного воздействия имеющихся производственных факторов на организм работников проводится спецоценка условий труда. Ответственность за нарушение законодательства по охране труда при задержке в проведении специальной оценки рабочих мест или игнорировании отдельных ее процедур будет применена к руководителю.

При возникновении нештатных ситуаций в рабочее время работодатель оповещается об этом в числе первых. Он должен организовать эффективный процесс ликвидации последствий аварий и других событий, согласовать действия со специалистами в сфере охраны труда и принять меры для предупреждения повторов произошедшего.

Ответственность за охрану труда несет лично руководитель и назначенное должностное лицо, занимающееся в организации вопросами безопасности трудового процесса.

Если произошел несчастный случай, сотрудник приобрел профессиональное заболевание, о котором предприятие официально уведомили, работодатель обязан создать комиссионный орган для расследования причин, поиска виновных, разработки профилактических мер. При любом событии на производстве, затрагивающем проблему охраны труда, ответственность за нарушение правил охраны труда первым несет работодатель.

Формы ответственности

Возникновение прав влечет за собой появление обязанностей. Нарушение такого круговорота в системе правоотношений – основание для применения мер наказания. Для государства сложившаяся система отношений в правовом поле в сфере охраны труда – важный инструмент влияния и контроля. Ответственность за нарушение правил техники безопасности– механизм воздействия на работодателей для улучшения условий работы наемного персонала. Совершенствованию законодательной базы уделяется исключительное внимание.

Подтверждением важности вопросов безопасности производств служит введение в 2014 году обязательной системы оценки условий работы наемных сотрудников. В следующем 2015 году была конкретизирована ответственность за несоблюдение требований охраны труда в КоАП. Мерой воздействия в новых пунктах кодекса является назначение штрафа или предупреждение.

При повторном возникновении нарушения на предприятии наказание ужесточается – возможна временная дисквалификация должностных лиц, для юридических лиц существует риск вынужденной приостановки деятельности без возмещения понесенного ими в результате ущерба. Административная ответственность за нарушение требований охраны труда предусмотрена в ст. 5.27.1 КоАП:

  • в случае нарушений стандартов оценки условий работы;
  • при допуске к работе физических лиц, которые не прошли предусмотренные правилами медосмотр и инструктаж, не подтвердили достаточность своих знаний для обеспечения собственной безопасности на производстве;
  • ответственность за нарушение техники безопасности, которое стало причиной получения одним или несколькими лицами тяжких увечий, включая несовместимые с жизнью травмы;
  • игнорирование обязательства предоставить сотрудникам средства индивидуальной защиты, требовать плату за их эксплуатацию работодатель не имеет права, а работник не допускается к труду при отсутствии таких средств защиты.

Отдельный пункт в КоАП предусмотрен для правонарушения в форме неразглашения и утаивания факта несчастного случая на производстве, даже если сотрудниками были получены несущественные повреждения. Ответственность за соблюдение правил по охране труда не в полном объеме в этом случае приравнивается к административному правонарушению и регулируется нормами ст. 15.34 КоАП.

При причинении материального ущерба работнику работодатель возмещает его в полном объеме (ТК РФ, ст. 235). Размер компенсации в случае с моральным вредом утверждается в судебном порядке (ст. 237 ТК). Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда (УК РФ, ст. 143) с нанесением тяжелого урона здоровью или при несчастном случае с летальным исходом предусматривает лишение свободы.

Охрана труда и БЖД

Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

Ответственность за нарушение законодательства по охране труда

Работодателей и должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами, либо препятствующих деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекают к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Стоимость оформления сделки купли продажи земельного участка

Работников предприятий привлекают к дисциплинарной, а в соответствующих случаях к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

К дисциплинарной ответственности привлекают в случаях, когда допущенные нарушения правил и норм охраны труда не влекут за собой тяжелых последствий. Администрация предприятий может применить к виновным лицам следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор и увольнение. Приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляют работнику, совершившему нарушение, под расписку.

К административной ответственности могут привлекать должностных лиц предприятий и организаций, а также водителей транспортных средств. К административным взысканиям относят: предупреждение, штраф, лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права на управление транспортным средством и т. п.). Следует помнить, что дела об административных нарушениях не могут рассматривать вышестоящие должностные лица или организации. Такое право имеют инспектора органов государственного надзора и контроля, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления. Лица, подвергнутые наказанию в виде штрафа, могут это обжаловать в суде в десятидневный срок с момента вручения им решения, поставив в известность бухгалтерию предприятия.

Организация работы службы охраны труда

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.

Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.

Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Формирование службы охраны труда

Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001г. № 10.

В организации с численностью более 50 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации с численностью 50 и менее работников решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учётом специфики деятельности данной организации. Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

При отсутствии в организации Службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие, высшее профессиональное образование.

Контроль и ответственность за деятельностью службы охраны труда

Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Ответственность за деятельность Службы несёт руководитель организации.

Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.

Ответственность за нарушение условий охраны труда. Основные проблемы охраны труда

Ответственность за нарушение условий охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны содержащимися в федеральных законах и иных нормативно — правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные иные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержден постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г № 3991. В соответствии с ним межотраслевые правила по охране труда и межотраслевые инструкции по охране труда утверждаются Минтрудом России, отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда — федеральными органами исполнительной власти.

В указанном постановлении установлено, что государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два срока.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством РФ (ст. 211 ТК РФ).

В настоящее время Правительством РФ утвержден и реализуется План подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства необходимых для реализации ТК РФ, которым предусмотрена подготовка проекта нормативного правового акта «О порядке разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также о сроках их пересмотра».

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За нарушение законодательства о труде и правил по охране труда виновные должностные лица организаций несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность.

Видео (кликните для воспроизведения).

Соблюдение трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (включая и правила охраны труда), является обязанностью и работодателя, и работника. Неисполнение, ненадлежащее исполнение этой обязанности влечет дисциплинарную ответственность по правилам, предусмотренным в ст. 192—195 ТК РФ.

Читайте так же:  Утеряно свидетельство о государственной регистрации юридического лица

Государственным инспекторам труда предоставлено право предъявлять работодателям обязательные предписания о привлечении нарушителей законов и иных нормативных правовых актов о труде к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке.

Госгортехнадзор России вправе вносить компетентным органам обязательные представления об освобождении правонарушителей от занимаемой должности в установленном порядке.

За нарушение законодательства о труде и охране труда ст. 5.27 КоАП предусматривает административную ответственность руководителя или лица, его представляющего, в виде денежного штрафа в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» установлена административная ответственность в виде денежного штрафа за следующие правонарушения в сфере труда: уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения; нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения; непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров, и отсутствие контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения; уклонение от участия в примирительных процедурах; невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры.

Дела об указанных деяниях рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. Так, уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП); уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП)— влечет административный штраф в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

За необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения; за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению предусмотрен денежный штраф в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30, 5.31 КоАП).

Невыполнение соглашения влечет наложение штрафа в размере от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП).

За увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки на работодателя налагается административный штраф в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП).

Сокрытие должностным лицом страхового случая (ст. 5.44 КоАП) влечет наложение денежного штрафа от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

Административные взыскания в виде штрафа за указанные выше правонарушения имеют право налагать:

  • 1. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители; главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации; главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда; руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;
  • 2. Руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда. Суммы административных штрафов, взыскиваемые на территории субъекта Российской Федерации за нарушение законодательства о труде и об охране труда, используются на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных федеральными, отраслевыми, территориальными целевыми программами улучшения условий и охраны труда (см. п. 1 Постановления Правительства РФ от 7 июля 2000 г. № 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда»).

Постановлением Минтруда России от 14.02.2001 № 19 утвержден Порядок учета и отчетности об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда.

Право привлекать должностных лиц и граждан к административной ответственности предоставлено федеральным надзорам соответствующими положениями, закрепившими их правовой статус (п. 6 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России от 3 декабря 2001 г. № 841, п. 8 Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности при Президенте Российской Федерации от 5 июня 1992 г. № 283-рп). Круг должностных лиц федеральных надзоров, наделенных правом налагать денежные штрафы, размер штрафов и конкретные составы правонарушений, установлены в КоАП.

Новый КоАП наделил властными полномочиями по применению штрафов (в соответствующей отрасли) санитарно-эпидемиологическую службу и органы Государственного энергетического надзора.

КоАП управомочил судебные органы налагать административные взыскания за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда. В соответствии со ст. 23.1 КоАП судьи рассматривают дела о нарушении законодательства о труде и об охране труда руководителем или иным должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, которое влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Статья 143 УК предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Мерой наказания определен штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Читайте так же:  Ходатайство о восстановлении пропущенного срока исковой давности

Статья 145 УК устанавливает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет. Указанные действия влекут наложение денежного штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев либо привлечение к обязательным работам на срок от 120 до 180 часов.

Кроме того, установлена уголовная ответственность за нарушение равноправия граждан, в т. ч. в сфере труда, за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов, за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, при ведении горных, строительных или иных работ, на взрывоопасных объектах, за нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, нарушение правил пожарной безопасности, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.

В случаях, когда в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда организации причинен материальный ущерб, виновный может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности с целью возмещения этого ущерба. Так, вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессионального заболевания и не возмещенный в полном объеме по социальному страхованию, влечет ответственность работодателя по нормам гражданского права. В гл. 38, 39 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя перед работником и работника.

Статья 277 ТК РФ предусматривает ответственность руководителя в виде возмещения организации убытков (в случаях, предусмотренных федеральным законом), при котором расчет убытков осуществляется по нормам, содержащимся в гражданском законодательстве.

Контроль и ответственность за деятельностью службы охраны труда.

1. Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

2. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

3. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.

Комитеты (комиссии по охране труда)

В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав входят в равном количестве представители работодателя и работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждено Минтрудом РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 218 ТК РФ. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах таких проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда. Таким образом, создание комитета (комиссии) по охране труда в организации является правом полномочных представителей работодателя и работников.

Планирование и финансирование мероприятий по охране труда.

На основе «Рекомендаций по организации мероприятий по охране труда», утверждённых постановлением Минтруда РФ N11 от 27 февраля 1995 года, разрабатываются планы мероприятий по охране труда.

Мероприятия по охране труда оформляются разделом в коллективном договоре и соглашения по охране труда с учётом предложений Рострудинспекции и других федеральных органов надзора, работодателя и трудового коллектива. Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному соглашению сторон.Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями.

Планирование мероприятий по охране труда классифицируется на перспективное, годовое и оперативное.

Перспективное планирование —

включает в себя разработку комплексного плана улучшения условий и охраны труда. Разработке этого плана предшествует анализ состояния условий и охраны труда и результатов аттестации рабочих мест.

Годовое планирование

— включает, как правило, часть комплексного плана и коллективный договор (соглашение) по охране труда.

Оперативное планирование

— осуществляется для решения вновь возникающих задач. В составлении плана мероприятий по охране труда участвуют все отделы и службы предприятия. Проект плана рассматривается на совместном заседании профкома и администрации и утверждается работодателем.

На предприятиях, в соответствии с существующим законодательством, периодически должны проводиться проверки состояния условий труда, обновляться данные санитарно-технической паспортизации.

Ряд мероприятий по улучшению условий труда, как правило, закладывается в коллективном договоре или отдельном соглашении по охране труда, который заключается между работодателем (администрацией) и коллективом. Конкретные условия могут быть оговорены и при заключении индивидуального трудового соглашения (контракта).

В настоящее время большинство предприятий должны включать в комплексные и годовые планы мероприятий по охране труда и работы по проведению сертификации на соответствие требованиям по охране труда.

Эти мероприятия должны быть выполнены в соответствии с постановлением Минтруда РФ N 64 от 3 ноября 1995 года «Об организации работы по проведению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда».

В соответствии с «Временными правилами сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда», утверждёнными данным постановлением Минтруда РФ, по результатам сертификации органами по труду субъектов Российской Федерации выдаётся сертификат соответствия одной из трёх категорий:

· сертификат соответствия категории I выдаётся, если аттестовано не менее 90% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлен план мероприятий, который обеспечит их аттестацию в течение 6 месяцев после выдачи сертификата соответствия;

· сертификат соответствия категории II выдаётся, если аттестовано не менее 75% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлен план мероприятий, который обеспечит их аттестацию в течение 12 месяцев после выдачи сертификата соответствия;

· сертификат соответствия категории III выдаётся, если аттестовано не менее 50% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлен план мероприятий, который обеспечит их аттестацию в течение 24 месяцев после выдачи сертификата соответствия.

Читайте так же:  Перевод в собственность арендованного земельного участка

Контроль за выполнением мероприятий по охране труда осуществляет администрация, выборный представительный орган коллектива (профком) и специально созданная на основе законодательства совместная комиссия (при числе работающих более 10 человек).

Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется в соответствии со статьёй N19 федерального закона «Об основах охраны труда в РФ».

1. Финансирование осуществляется в рамках соответствующих целевых программ за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом могут быть использованы средства, полученные из сумм штрафов, налагаемых за нарушение законодательства по охране труда и добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях осуществляется в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.

В отраслях экономики, субъектах РФ и в организациях могут создаваться фонды охраны труда.

| следующая лекция ==>
Организация системы управления охраной т руда. | Проведение инструктажа по охране труда.

Дата добавления: 2017-06-02 ; просмотров: 1774 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Будет ли привлечен к ответственности руководитель предприятия, если в самой организации отсутствует должность инженера по охране труда

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2013, N 3

Вопрос: Будет ли привлечен к ответственности руководитель предприятия, если в самой организации отсутствует должность инженера по охране труда?

Ответ: В соответствии со ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее — Постановление N 1/29) является основным нормативным актом, регламентирующим организацию обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и рабочих различных профессий. Пройти обучение и проверку знаний по охране труда обязаны все сотрудники организации, в том числе и руководитель (ст. 225 ТК РФ).

Инструктаж по охране труда бывает: вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой.

В случае проведения проверок Государственной инспекцией труда первым делом инспектора ГИТ потребуют документы, регулирующие сферу охраны труда в компании. Нормативные акты, вводящие какие-либо новые формы документов в данной области, в последнее время не принимались, поэтому перечислим основные из них, которые обязательны в каждой организации:

— положение об охране труда в организации;

— приказ о назначении ответственного лица в организации (при отсутствии инженера по охране труда);

— инструкции по охране труда;

— журналы регистрации проведения инструктажей по охране труда;

— программы проведения различного вида инструктажей по охране труда;

[2]

— программа производственного контроля;

Как правило, вводный инструктаж в организации проводит инженер по охране труда или лицо, на которое возложены эти обязанности. В соответствии со ст. 217 ТК РФ при численности в организации менее 50 человек и при отсутствии в штатном расписании должности инженера по охране труда обязанности инженера по охране труда возлагаются на одного из сотрудников предприятия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если такие обязанности ни на кого не возложены, то в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ организация может быть подвергнута наказанию за административное правонарушение: нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Источники


  1. Муранов, А. И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами. Некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов / А.И. Муранов. — М.: Городец, 2014. — 144 c.

  2. Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.

  3. Казанцев, С.Я. Информационные технологии в юриспруденции / С.Я. Казанцев. — М.: Академия (Academia), 2012. — 369 c.
Ответственность за деятельность службы охраны труда несет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here