Основания вхождения сотрудников полиции в жилые помещения

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Основания вхождения сотрудников полиции в жилые помещения" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Проникновение в жилое помещение.

Что же касается вопроса вхождения (проникновения) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, то полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища. Но при этом, сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных ФКЗ, ФЗ о полиции и другими федеральными законами. Проникновение ими в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; пресечения преступления; установления обстоятельств несчастного случая.

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие; помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

Одновременно полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными ФЗ о полиции (ч. 4 ст. 15). Для этих и других целей она вправе провести определенные тактические действия, в частности оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов.

Проникновение сотрудников полиции на частную территорию

Доброго времени суток, мне хотелось бы узнать полный перечень оснований для проникновения сотрудников полиции на частную территорию. Это связано с тем, что часто сотрудники полиции пытаются пройти в развлекательные заведения, и на прочие частные территории, где вход платный, по предъявлению служебного удостоверения, мотивируя это проведением оперативно — розыскных мероприятий. Заранее спасибо

Ответы юристов

Добрый день, Алексей.

В соответствии с Федеральным законом РФ № 3 от 07.02.2011 г. «О полиции», а именно ст.15 ч.2 сотрудники полиции имеют право входить на частную территорию или в жилище только с разрешения проживающих там лиц.

Но в п. 3 ст.15 ФЗ№ 3 указано, что:

Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

В ч.5 с.15 ФЗ № 3 также указано, что:

Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

Ст. 15 Закон о полиции в последней действующей редакции от 1 марта 2011 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

  • 1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
  • 2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  • 3) для пресечения преступления;
  • 4) для установления обстоятельств несчастного случая.

4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

  • 1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;
  • 2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
  • 3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;
  • 4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.
Читайте так же:  Признаками несостоятельности банкротства юридических лиц являются

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.

ВОЛГАУНИВЕРСАЛ

Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
Конфуций (551-479 гг. до н.э.)

Автор Тема: О правомерности проникновения сотрудников полиции и иных лиц в жилые помещения (Прочитано 4320 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Быстрый ответ

В быстром ответе можно использовать BB-теги и смайлы.

Страница сгенерирована за 0.974 секунд. Запросов: 109.

Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как отдельная мера государственного принуждения

Статья 25 Конституции РФ гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

В целях наиболее эффективной защиты указанного конституционного права наряду с уголовной ответственностью за его нарушение (ст. 139 УК РФ) законодатель в соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ «О полиции» возложил на полицию обязанность по его соблюдению и конкретизировал основания и порядок ограничения данного права граждан. Так, ч. 2 ст. 15 ФЗ «О полиции» предоставляет сотруднику полиции право входить в жилые помещения помимо воли проживающих там граждан исключительно в случаях и порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, ФЗ «О полиции», другими федеральными законами. Помимо ФЗ «О полиции» подобные случаи предусмотрены, в частности, п. 12 ч. 2 ст. 7 и п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального конституционного закона «О военном положении»; п. «г» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»; ст. 12 и ч. 5 ст. 165 УПК РФ; п. 11 ч. 3 ст. 11 ФЗ «О противодействии терроризму»; ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; п. 3 ч. 2 ст. 12 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Право сотрудников полиции на вхождение в жилые и иные помещения на земельные участки и другие территории нашло свое отражение не только в указанных выше законах, но и подкреплено рядом судебных решений, в том числе на международном уровне. Следует также подчеркнуть, что согласно позиции Европейского суда по правам человека, выраженной в его постановлении от 17 декабря 2009 г. «Дело Голубева (Golubeva) против Российской Федерации» (жалоба № 1062/03) [1] , указанные нормы полицейского закона в части их соответствия Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каких-либо вопросов не вызывают.

Федеральный закон «О полиции» достаточно четко определил основания для проникновения жилые и иные помещения, на земельные участки граждан и организаций (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств) против воли последних. Законодатель не раскрывает термина «против воли», при этом ученые-административисты связывают данное понятие с возникновением следующих случаев:

  • (1) хотя бы одно из присутствующих лиц, проживающих в соответствующем жилом помещении, в какой-либо форме (в том числе в виде письма либо иного обращения) выражает свое несогласие с проникновением сотрудника полиции в жилище;
  • (2) лицо, проживающее и находящееся в жилище, пребывает в состоянии, исключающем возможность выражения согласия или несогласия с проникновением сотрудника полиции в жилище, и при этом в жилище отсутствуют иные лица из числа проживающих в нем;
  • (3) в жилище отсутствует кто-либо из проживающих там лиц [2] .

Под вхождением понимается установленный и общепринятый способ прибытия в жилые и иные помещения — через двери, ворота, въезды, калитки и другие места, предназначенные для входа и выхода жильцов, персонала, посетителей или их эвакуации, а также въезда и выезда транспортных средств. Проникновение же в случае необходимости может происходить также через окна, стены, заборы, подвалы, чердаки, дымоходы, канализационные, вентиляционные и иные инженерно-технические системы, по земле, воздуху и любым иным обусловленным создавшейся ситуацией путем.

Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения граждан и организаций может осуществляться сотрудниками полиции в любое время суток вне зависимости от присутствия собственников и уполномоченных ими лиц при возникновении следующих обстоятельств.

Во всех вышеуказанных случаях неповиновение и иное противодействие со стороны граждан сотрудникам полиции, реализующим предоставленное им право проникать в жилые и иные помещения, влечет установленную законом ответственность или предоставляет полицейским право на применение физической силы, специальных средств и даже огнестрельного оружия. Однако при любых условиях сотрудник полиции должен действовать, обеспечивая соразмерность применяемых принудительных методов деятельности полиции тяжести предполагаемого преступления, силе оказываемого противодействия и т.д., и стремиться к минимизации причиняемого ущерба.

Часть 5 ст. 15 ФЗ «О полиции» впервые детально регламентирует порядок действий сотрудников полиции при вхождении (проникновении) в жилое помещение. Их условно можно разделить на три этапа.

На первом этапе, до проникновения в жилище, на сотрудника полиции возлагается обязанность уведомить находящихся там граждан об основаниях применения указанной меры государственного принуждения.

Уведомление не делается, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия.

На втором этапе — проникновение в жилище — на сотрудника полиции возлагается обязанность использовать безопасные способы и средства такого проникновения, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу.

Третий этап — после вхождения (проникновения) — предполагает соблюдение запрета разглашать факты частной жизни граждан, ставшие ему известными в результате проникновения. Данный запрет вытекает из принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (ч. 6 ст. 5 ФЗ «О полиции»).

Читайте так же:  Срок давности по преступлениям небольшой тяжести составляет

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

Если проникновение в жилое помещение, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территорию, занимаемые организациями, сопровождалось взломом, разрушением запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению, полиция обязана принять меры по недопущению доступа на указанные объекты посторонних лиц и охране находящегося там имущества. Порядок исполнения сотрудниками полиции данной обязанности Федеральным законом «О полиции» не регламентируется. В связи с этим представляется, что охранные мероприятия полиция обязана осуществлять до прибытия на объект собственника или уполномоченных им лиц.

Имею ли право не впускать полицию

Здравствуйте! Нахожусь на собственном земельном участке,сосед вызвал полицию по поводу сжигания мною растит остатков на моём участке ЛПХ.Я там одна с маленьким ребёнком.имею ли я право не впускать на свой участок полицию(или того,кто представится уполномоченным)? Спасибо.

Ответы юристов ( 1 )

Здравствуйте, раз вы собственник то без вашего разрешения никто не может зайти на ваш зем. участок, только в случаях предусмотренных законодательством (полиция, судья, судебный пристав и.т.д. на основании процессуального решения).

Статья 12. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории)

Ст. 12 ФЗ «О национальной гвардии» в последней действующей редакции от 3 июля 2016 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 12. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории)

1. Вхождение (проникновение) военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями независимо от форм собственности (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), в акватории допускается при несении боевой службы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

  • 1) для защиты (спасения) жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
  • 2) для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом и экстремизмом;
  • 3) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  • 4) для пресечения преступления.

2. При вхождении (проникновении) в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

3. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

  • 1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения (проникновения), за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни или здоровью граждан и военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии или может повлечь иные тяжкие последствия;
  • 2) при вхождении (проникновении) в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
  • 3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;
  • 4) сообщить непосредственному командиру (начальнику) и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

4. О каждом случае вхождения (проникновения) военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента вхождения (проникновения) информируются собственник этого помещения и (или) проживающие в нем граждане, если такое вхождение (проникновение) было осуществлено в их отсутствие.

5. О каждом случае вхождения (проникновения) военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии в жилое помещение помимо воли проживающих (находящихся) в нем граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

6. Порядок информирования военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии своего непосредственного командира (начальника), собственника помещения и (или) проживающих в нем граждан и прокурора о случае вхождения (проникновения) в жилое помещение определяется руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

7. Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии принимают меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если вхождение (проникновение) сопровождалось действиями, предусмотренными частью 2 настоящей статьи.

Основания проникновения полиции в жилище граждан помимо их воли

Основания проникновения полиции в жилище граждан помимо их воли

Согласно ст.25 Конституции РФ жилище граждан неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 12 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) также гласит, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165 данного Кодекса. Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165 УПК РФ.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает случаи, проникновения в жилище граждан помимо их воли.

В частности, согласно положениям ч. 5 ст. 165 УПК РФ; ч. 2 ст. 15 Закона РФ «О полиции» №3-ФЗ; ст. 8 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции могут: осмотреть жилище, обыскать его и изъять искомые предметы на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения; войти в жилище в случаях, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

При этом следователь или дознаватель не позднее 3 суток с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия, с приложением копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве.

Читайте так же:  Оформить договор аренды квартиры между физическими лицами

Кроме того, сотрудники полиции вправе войти в жилое помещение без согласия жильцов в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 15 Закона РФ «О полиции»:

— для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

— для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

— для пресечения преступления;

— для установления обстоятельств несчастного случая.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона РФ «О полиции», при проникновении в жилые помещения в указанных случаях сотрудник полиции вправе при необходимости взломать (разрушить) запирающее устройство, элементы и конструкции, препятствующие проникновению в указанные помещения.

В соответствии с ч. 5, 6, 7 ст. 15 Закона РФ «О полиции», сотрудник полиции при проникновении в жилище, также должен выполнить определенные обязанности, в частности:

— перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

— при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

— не разглашать ставшие известными ему в связи с проникновением в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

— проинформировать не позднее 24 часов с момента проникновения в жилище собственника и (или) проживающих там граждан, если проникновение осуществлено в их отсутствие.

Также необходимо отметить, что согласно положениям п. 21 ст. 5, ч. 3 ст. 164 УПК РФ, осмотр жилого помещения, обыск или выемка в ночное время (с 22 до 6 часов) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

[3]

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.

Актуальная информация на сайте Консультант Плюс

Вопрос 2. Вхождение (проникновение) сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки

Видео (кликните для воспроизведения).

И территории

Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища, что реализует положение статьи 25 Конституции Российской Федерации, определяющей, что жилище является неприкосновенным и никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан, помимо случаев, предусмотренных в части второй статьи 15 Федерального закона «О полиции»

Термин «против воли», следует понимать в следующей интерпретации:

1) если хотя бы одно из присутствующих лиц, проживающих в соответствующем жилом помещении, в какой-либо форме (в том числе в виде письма, либо иного обращения) выражает свое несогласие с проникновением сотрудника полиции в жилище;

2) если лицо, проживающее и находящееся в жилище, пребывает в состоянии, исключающем возможность выражения согласия или несогласия с проникновением сотрудника полиции в жилище, и при этом в жилище отсутствуют иные лица из числа проживающих в нем;

3) если в жилище отсутствует кто-либо из проживающих там лиц.

Следует твердо знать, что проникновение (вхождение) сотрудников полиции в жилые и иные помещения граждан и организаций, на их земельные участки и территории (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в любое время суток вне зависимости от присутствия собственников и уполномоченных ими лиц в следующих случаях в случаях(ч. 3 ст. 15 ФЗ «О полиции»):

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

Читайте так же:  Переустройство и перепланировка нежилого помещения законодательство

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

5) кроме того, для определения места нахождения лица, в отношении которого осуществляется административный надзор, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения (п. 3, ч. 2 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»)

ОСУЩЕСТВЛЯЯ ПРОНИКНОВЕНИЕ В ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ,

СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ ОБЯЗАН:

– перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

– при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

– не разглашать факты частной жизни граждан, ставшие ему известными в результате проникновения;

– о каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения, информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие;

– принять меры по недопущению посторонних лиц в жилые помещения и на земельные участки и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось взломом.

Если проникновение в жилое помещение, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территорию, занимаемые организациями, сопровождалось взломом, разрушением запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению, полиция обязана принять меры по недопущению доступа на указанные объекты посторонних лиц и охране находящегося там имущества.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 807 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Вопрос 3. Оцепление (блокирование) сотрудниками полиции участков местности, жилых помещений, строений

И других объектов

Рассмотрим следующий вид государственного принуждение, используемый сотрудниками полиции.

Согласно ст. 16 Федерального закона «О полиции» оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и иных объектов – мероприятия, осуществляемые полицией для перекрытия по определенному рубежу отдельных участков территории и объектов, и действия ее подразделений, нарядов и сотрудников по временному установлению специального порядка пропуска людей, транспортных средств, грузов, товаров и животных в зону оцепления (блокирования).

Полиция защищает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться. Ограничение полицией свободы передвижения граждан допускается только в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами.

Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности:

1) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;

2) при проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права и свободы граждан, движение транспорта, работу средств связи и организаций;

3) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

4) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

5) при проведении контртеррористической операции, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств либо ядовитых или радиоактивных веществ.

При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.

Оцепление (блокирование) может осуществляться также в отношении жилых помещений, строений и иных объектов, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

При осуществлении действий, указанных в частях 2- 4 статьи 19 ФЗ «О полиции», полиция принимает меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, разъясняет гражданам наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем основные итоги лекции.

Государственное принуждение – это реакция государственных органов на неправомерное, противоправное поведение людей.

Законодательством Российской Федерации определяются основания для применения органами государственной власти мер принуждения, закрепляются признаки (составы правонарушений), при наличии которых применяются принудительные средства. В рамках реализации возложенных на полицию обязанностей Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» предоставляет сотрудникам право на применение отдельных мер государственного принуждения.

[2]

Принуждение как способ обеспечения правопорядка должно применяться строго:

– на правовой основе;

– специально уполномоченными государством органами и лицами;

– исключительно к конкретным субъектам в связи с их неправомерными действиями.

Задержание представляет собой отдельный вид государственного принуждения, используемый полицией. Его правовая регламентация содержится в статье 14 ФЗ «О полиции».

Под задержанием понимается кратковременное ограничение свободы физического лица путем принудительного его водворения в специально охраняемое помещение и содержания там.

Задержание как мера государственного принуждения применяется по трем различным основаниям, предусмотренным в законах:

1. В рамках уголовного судопроизводства.

2. В рамках производства по делам об административных правонарушениях.

3. В связи с применением мер административного принуждения (пресечения).

При задержании сотрудник полиции обязан:

— назвать свои: должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, сообщить причину и цель обращения сообщить причину и цель обращения;

— разъяснить задержанному причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина;

— разъяснить его права на:

а) юридическую помощь.

б) услуги переводчика;

в) уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания;

г) отказ от дачи объяснения.

Сроки всех указанных видов задержания, за исключением административного, исчисляются с момента фактического ограничения свободы передвижения лица.

Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища, что реализует положение статьи 25 Конституции Российской Федерации, определяющей, что жилище является неприкосновенным и никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан, помимо случаев, предусмотренных в части второй статьи 15 Федерального закона «О полиции»

Проникновение (вхождение) сотрудников полиции в жилые и иные помещения граждан и организаций, на их земельные участки и территории (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в любое время суток вне зависимости от присутствия собственников и уполномоченных ими лиц в следующих случаях в случаях (ч. 3 ст. 15 ФЗ «О полиции»):

Читайте так же:  Порядок получения удостоверения ветерана боевых действий

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

5) кроме того, для определения места нахождения лица, в отношении которого осуществляется административный надзор, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения (п. 3, ч. 2 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»)

Осуществляя проникновение в жилое помещение сотрудник полиции обязан:

– перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

– при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

– не разглашать факты частной жизни граждан, ставшие ему известными в результате проникновения;

– о каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения, информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие;

– принять меры по недопущению посторонних лиц в жилые помещения и на земельные участки и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось взломом.

Согласно ст. 16 Федерального закона «О полиции» оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и иных объектов – мероприятия, осуществляемые полицией для перекрытия по определенному рубежу отдельных участков территории и объектов, и действия ее подразделений, нарядов и сотрудников по временному установлению специального порядка пропуска людей, транспортных средств, грузов, товаров и животных в зону оцепления (блокирования).

Полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности в ряде случаев.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты:

1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст.445.

2) Всеобщая декларация прав человека, одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. / Сборник международных актов о правах человека. М.: НОРМА-ИНфОРМ, 2016.

3) Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства Российской Федерации. 8 января 2001 г. № 2. Ст. 163.

4) О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. №7. Ст. 900. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 2 июля 2013 г.) // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.

5) Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» (в действ. ред.) // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1336.

6) Уставе ППС, утвержденного приказом МВД России от 29 января 2008 года № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы» // СКС «Гарант».

Основная учебная и методическая литература:

1. Административное право: учебник / Под общ.ред. Каплунова А.И. – М.: ДГСК МВД России, 2011.

2. Административная деятельность ОВД: учебник для вузов / под ред.М. В. Костенникова, А. В. Куракина. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 521 с.

3. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) : учебник в 2 ч. / под общ. ред. В. Л. Кубышко. Часть 1. — М. : ДГСК МВД России, 2016. — 228 с.

Дополнительная учебная и методическая литература:

1. Абдрахманов Р. Проблемы уголовно-процессуального задержания // Законность. 2016. № 3. С. 21-22.

2. Григорьев В. Н., Победкин А. В., Яшин В. Н. Уголовный процесс: учебник / под ред. В. Н. Григорьева. М.: Эксмо, 2016. 816 с.

[1]

3. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В. И. Радченко. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2016. 1040 с.

4. Луговец М. В. Меры уголовно-процессуального принуждения, их понятие и значение // Следователь. 2015. № 7. С. 24-26.

5. Маслов И. Проблемы применения законодательства о задержании подозреваемого // Уголовное право. 2016. № 1. С. 93-94.

6. Наумов М. В. «Фактическое задержание» и доставление лица по подозрению в совершении преступления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 3. Ч. 1. С. 110-114.

7. Супрун С. Разграничение физического, фактического и уголовно-процессуального задержания // Уголовное право. 2016. № 1. С. 92-96.

8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Старший преподаватель кафедры

подполковник полиции О.П. Волошина

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 640 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники


  1. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.

  2. Молчанов, В.И. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза: Руководство для врачей / В.И. Молчанов, В.Л. Попов, К.Н. Калмыков. — М.: Медицина, 2014. — 272 c.

  3. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.
Основания вхождения сотрудников полиции в жилые помещения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here