Основание предоставления земельного участка без проведения торгов

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Основание предоставления земельного участка без проведения торгов" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Статья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Статья 39.17 . Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 39.17 ЗК РФ

1. В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

7) цель использования земельного участка;

8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ в пункт 2 статьи 39.17 настоящего Кодекса внесены изменения

2. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 — 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

4. Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

5. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

6. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

7. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.

2.4. Принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии с п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;

4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;

5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка также указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок(п. 18 ст. 11.10 ЗК РФ).

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения обязан направить указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка в орган кадастрового учета (п. 20 ст. 11.10 ЗК РФ).

Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года(п. 15 ст. 11.10 ЗК РФ).

[1]

2.5. Проведение кадастровых работ и постановка участка на кадастровый учет.

Как и до 01.03.2015 г., проведение кадастровых работ и постановку участка на кадастровый учет обеспечивает лицо, обратившееся с заявлением об утверждении схемы расположения участка (подп. 4, 5 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).

Читайте так же:  Регламент составления протокола об административном правонарушении

На основании схемы расположения земельного участка кадастровый инженер составляет межевой план, который подлежит представлению в орган кадастрового учета.

Срок осуществления кадастрового учета составляет десять рабочих дней(п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

§ 3. О порядке предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов.

3.1. Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения аукциона.

3.1.1. Редакция Земельного кодекса РФ, действовавшая до 01.03.2015 г., предусматривала достаточно широкий перечень оснований, при которых земельные участки, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду без проведения торгов. По существу,исключительно на торгах подлежали предоставлению земельные участки для целей жилищного строительства. Иные виды разрешенного использования оставляли возможность предоставления участков в аренду без проведения торгов при соблюдении ряда условий (в частности, при условии заблаговременной публикации о планируемом предоставлении земельного участка).

После 01.03.2015 г. данный порядок претерпел существенные изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (действует с 01.03.2015 г.) договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются на торгах, проводимыхисключительнов форме аукциона, за исключением случаев,прямо предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Кроме того, в силу п. 7 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 Кодекса.

Таким образом, по общему правилу, любое предоставление земельных участков в аренду должно проводиться на аукционе, кроме случаев, прямо предусмотренных Земельным кодексом РФ.

3.1.2. Частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ установлено 34 основания заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов.

Из них практическое значение имеют следующие основания:

1) предоставление земельных участков юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального или местного значения (подп. 4 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Из данного пункта следует, что предоставление земельных участков для строительства котельных, КНС, объектов электрического хозяйства осуществляется без проведения аукциона;

2) предоставление земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и(или) лицам, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (подп. 9 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса). Данное основание является аналогом существовавшей ранее ст. 36 Земельного кодекса РФ, определявшей исключительное право собственников расположенных на земельном участке зданий, строений и сооружений на их приобретение по своему усмотрению в аренду либо в собственность;

3) предоставление земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ;

4) предоставление земельного участка в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (подп. 11 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

5) предоставление земельного участка взамен участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд (подп. 16 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Вступившая в действие с 01.03.2015 г. редакция Земельного кодекса РФ позволяет изымать земельные участки, обремененные арендой, для государственных или муниципальных нужд с предоставлением участка взамен изымаемого. В этом случае, как следует из анализируемых положений закона, предоставление земельного участка, взамен изымаемого осуществляется без торгов;

6) предоставление земельного участка лицу, которое имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте (подп. 18 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Основания для предоставления земельного участка в собственность без торгов закреплены в ст. 39.3 Земельного кодекса РФ. Если основания для предоставления участка в собственность без проведения торгов имеются, но участок ограничен в обороте либо зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, данная коллизия разрешается путем заключения с правомочным лицом договора аренды данного участка без проведения торгов;

7) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подп. 19 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ). Принципиально отметить, что предоставление участка для целей огородничества, равно как и участка для ЛПХ вне границ населенного пункта, осуществляется без проведения торгов. Обращаем внимание, что предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, осуществляется согласно процедуре, регламентированной ст. 39.18 Земельного кодекса РФ;

8) предоставление земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с использованием недрами, недропользователю (подп. 20 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

9) предоставление земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, лицу, с которым заключено концессионное соглашение (подп. 23 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

10) предоставление земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка (подп. 5 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

11) предоставление земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подп. 31 ч.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ);

12) предоставление земельного участка арендатору, если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка без проведения торгов (подп. 32 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ).

Читайте так же:  Товарная накладная на возврат товара поставщику образец

Кроме этого, земельный участок без проведения торгов может быть предоставлен на основании Указа Президента РФ, Постановления Правительства РФ, закона субъекта Федерации для реализации крупных инвестиционных проектов.

В частности, Законом Амурской области от 17 марта 2015 г. N 500-ОЗ установлены критерии инвестиционных проектов, которым должны соответствовать инвестиционные проекты для возможности предоставления земельных участков для их реализации без проведения торгов, а также порядок заключения данных договоров.

29. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Использовались: ст.39.14 ЗК РФ.

Предоставление земельного участка, без проведения торгов осуществляется в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка, если не утвержден проект межевания территории;

2) подача гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления участка в случае. В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного;

5) осуществление государственного кадастрового;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора либо принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Заявления можно подать лично, через почту или «Интернет», в бумажном или электронном виде.

Если гражданин имеет участок на праве безвозмездного срочного (или бессрочного) пользования, то заявление о предоставлении земельного участка в собственность должно быть подано до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.

Вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель. Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

Не относится к предоставлению земельного участка без проведения торгов:

1) предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно по ст.39.19 ЗК РФ;

2) заключение договора земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе;

3) заключения договора мены земельного участка, государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности;

4) предоставления земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов;

5) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или комплексного освоения территории;

6) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного.

1. Предоставление участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, для осуществления фермерской деятельности по ст.39.18 ЗК РФ.

2. При предоставлении участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов. Предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов.

3. Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Государственной компании «Российские автомобильные дороги» осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги».

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Использование земель

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Передача земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Содержание статьи:

Согласование предоставления земельного участка

Видео (кликните для воспроизведения).

В ст. 39.17 ЗК РФ описан порядок и правила подачи и оформления заявки о согласовании на начальном этапе. Прежде всего, важно отметить, что данный документ передается ведомству, которое является распорядителем массива.

Требования к форме и порядку заполнения заявки устанавливает Правительство РФ в рамках Приказа Минэкономразвития России № 7 от 14.01.2015. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка оформляется на типовом бланке и обязано содержать все необходимые данные.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Некоторые документы организатор аукциона может получить путем запроса в соответствующие органы в рамках межведомственного информационного взаимодействия

Предварительное согласование предоставления земельного участка имеет несколько особенностей. Рассмотрение заявительной формы происходит в порядке ее поступления, и не позже 10 дней с момента подачи, форма может быть передана для доработки с обозначением причин возврата. Если к заявке не приложена схема расположения участка, то сотрудник ведомства бесплатно подготавливает данный документ. Если на момент подачи формы уже имеется другое заявление, действия по согласованию приостанавливаются на период рассмотрения ранее поданной заявки и в этом уведомляется заявитель. Рассмотрение заявки происходит не позже 30 дней с момента поступления документа.

Решение выносится уполномоченным органом. Данный акт также оформляется в письменном виде, подписывается уполномоченным сотрудником и заверяется синей печатью. При вынесении отрицательного решения, заинтересованное лицо получает официальный отказ с обозначением причин.

Заявление на предоставление земельного участка

Передача земли в собственность без проведения торгов производится согласно утвержденному регламенту и одной из основных бумаг, которые направляются для оформления массива в личное распоряжение, считается заявка. Этот документ оформляется на типовом бланке. В заявке обязательно должна быть указана следующая информация:

  • личные данные претендента, включая адрес, серию и номер паспорта;
  • для организаций – адрес, номера уставных и регистрационных документов;
  • технические данные участка – кадастровый номер, реквизиты заявления о согласовании;
  • номер и дата вынесенного решения об утверждении проекта по межеванию участка;
  • наличие законных причин для оформления земли в эксплуатацию без проведения аукциона;
  • разновидность права, в рамках которого претендент желает получить участок;
  • целевое направление дальнейшей эксплуатации;
  • дата и номер решения об отчуждении надела в государственную или муниципальную собственность и реквизиты акта о планировании площади под застройку;
  • адреса заявителя: почтовый и электронный.

Данная форма подается тому ведомству, которое имеет полномочия распоряжаться массивом и выступает в роли собственника. Посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка].

Документы, прилагаемые к заявлению на предоставление земельного участка

Кроме самой формы, к заявке прикладываются обязательные документы:

  • удостоверяющие право претендента на земельный массив без осуществления торгов. Список таких документов утвержден Правительством РФ;
  • схема межевания участка, если его необходимо образовать;
  • проектная документация на надел, который принадлежит к лесным зонам;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя (доверенность);
  • перевод документа, заверенный в нотариате, когда это нужно;
  • список лиц, имеющих членство в товариществах или кооперативах для получения наделов под сады или огороды.
Читайте так же:  Выплаты военнослужащим при травмах и травматизме в армии: подробная информация и условия получения

Порядок передачи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Процедура передачи земли для эксплуатации проводится в законном порядке, оговоренном в земельном кодексе. Выделяются следующие этапы:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Подготавливается межевая схема земли, если участок необходимо образовать и нет проекта границ.
  2. Претендент на землю подает заявление в распорядительное ведомство для начального согласования передачи земли в эксплуатацию.
  3. Ведомство выносит решение о начальном согласовании предоставления надела и уведомляет об этом заявителя.
  4. Претендент на землю проводит обязательные кадастровые процедуры, по итогам которых образовывается новый надел, имеющий межевую схему.
  5. Надел ставится на учет в госкадастре, ему присваивается индивидуальный номер.
  6. Регистрируется право уполномоченного ведомства на массив.
  7. Претендент подает заявление о получении надела в эксплуатацию.
  8. Если имеются причины для передачи во внеконкурсной основе, то выносится соответствующее решение и оформляется постановление о передаче.
  9. Когда необходимо назначение конкурса, публикуется извещение о его назначении.
  10. В итоге заключается официальная договоренность, и площадь оформляется в эксплуатацию.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов

Иногда в выделении земель может быть отказано по ряду причин. Условия вынесения отрицательного решения описаны в земельном кодексе. Основания для отказа в предоставлении земельного участка следующие:

  • у претендента отсутствуют полномочия на покупку земли;
  • заявка подана относительно участка, на который уже оформлены договорные обязательства;
  • наделы отданы в эксплуатацию товариществу для разбивки садов, огородов, постройки дач, под ИЖС и в разряд зон общего пользования;
  • территория застроена или на землях располагаются объекты неоконченного строительства, принадлежащие гражданам, предприятиям или городу;
  • земли находятся в резерве или изъяты из оборота;
  • земли участвуют в конкурсе или уже имеется заявление о назначении торгов;
  • планируемая эксплуатация земли не соответствует ее целевому назначению;
  • площадь земли больше допустимого размера;
  • земли используются для застройки и в городском планировании;
  • заявленное право не дает возможности использовать массив;
  • относительно земли не определен порядок эксплуатации, и надел не принадлежит к одной из категорий земель;
  • закончился период согласования заявки о предоставлении земли в эксплуатацию;
  • надел подлежит повторному разграничению;
  • площадь обозначенного массива на 10% больше чем в межевой схеме.

Отказ в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов подлежит опротестованию в судебной инстанции, если имеются основания и истец сможет обосновать свои требования документально.

Список законов

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Статья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

СТ 39.17 ЗК РФ

1. В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

7) цель использования земельного участка;

8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

2. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 — 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

4. Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

5. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

Читайте так же:  Судебный иск об освобождении имущества от ареста: образец искового заявления и правила оформления

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

6. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

7. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.

Комментарий к Статье 39.17 Земельного кодекса РФ

Важным представляется закрепленное в п. 4 комментируемой статьи правило о рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков в порядке их поступления. Отсутствие четкого регулирования данного вопроса ранее нередко приводило к спорам и злоупотреблениям на местах.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка без торгов носит исчерпывающий характер и определен ст. 39.16 ЗК РФ .
———————————
Субъекты Российской Федерации до 1 января 2020 г. наделены правом принимать решения об отказе в предоставлении земельных участков без проведения торгов по иным основаниям, предусмотренным законами данных субъектов Российской Федерации, которые должны быть приняты не позднее 1 января 2016 г. (п. п. 31, 32 ст. 34 Закона N 171-ФЗ).

Необходимо отметить следующую новеллу законодательства. Если представление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании договора (купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования), то в этом случае не требуется, как раньше, предварительного вынесения решения уполномоченного органа о таком предоставлении (см., например, ранее действовавшие п. 2 ст. 32, п. 5 ст. 34, п. 6 ст. 36 ЗК РФ).

Уполномоченный орган сразу в течение общего срока (не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю (подп. 1 п. 5 комментируемой статьи).

Порядок предоставление земельного участка без торгов

Согласно действующему законодательству участки могут быть предоставлены на платной или бесплатной основе после проведения торгов.

Но, возможен вариант получения участка без торгов.

Что потребуется от заявителя и каковы особенности данной процедуры?

Законодательство

С марта 2015 года действуют важные поправки в Земельный кодекс.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Одной из ключевых инноваций стало дополнение действующего законодательства главой, которая регламентирует случаи предоставления гражданам или юрлицам земель из государственных и муниципальных фондов.

Данные аспекты детально отражены в главе 5.

Участки выделяются в рамках двух процедур:

Получение земель без торгов позволяет существенно упростить процедуру получения, сократить время ее прохождения и получить участок по более низкой цене. Поэтому указанный вариант является более предпочтительным.

Перечень оснований предоставления участков без торгов на разных правах собственности приводится в 39 статье Земельного кодекса. Здесь указаны как случаи, позволяющие купить у государства земли без торгов, так и основания для бесплатного получения.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Основания для получения земельного участка без торгов бесплатно

В Земельном кодексе содержится восемь условий для получения участка без торгов:

Таким образом, получателями земли в безвозмездное пользование могут быть физлица, юридические лица, религиозные организации, НКО, КФХ. Участки предоставляются под ИЖС или сельскохозяйственные нужды.

Способы получения

Аренда и как в этом случае формируется цена

Перечень ситуаций, которые закрепляют за властями возможность не проводить аукцион достаточно обширен.

Так, физические лица могут рассчитывать на заключение арендного договора без торгов в случаях:

  • Выделения участка из земель, ранее переданных для комплексного освоения территории под ИЖС, для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
  • Аренды земель, которые зарезервированы для государственных и муниципальных нужд.
  • Получения участка под сенокошение, выпас с/х животных, огородничество, ведение ЛПХ за границами населенного пункта.
  • При обращении за землей фермера или главы крестьянского хозяйства.
  • При получении любого земельного участка гражданами, имеющими право на первоочередное их приобретение.
  • При замене ранее выделенного участка, который был изъят для государственных и муниципальных нужд.

Физлица могут арендовать земли под ИЖС, ЛПХ, дачное хозяйство или садоводство без торгов в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса. Она предполагает необходимость публикации сообщения о проведении торгов в СМИ, а при отсутствии других желающих арендовать эту землю — ее передачу в пользование заявителю.

При определении годовой стоимости аренды власти учитывают кадастровую стоимость, а при ее отсутствии – рыночную. Базовые ставки аренды ежегодно разрабатываются местными властями с учетом экономического развития региона и его специфики. При этом значимое место уделяется целевому предназначению участка, его площади, а также ценности земли, ее особенностям и окружающей среде.

Обычно ставка аренды устанавливается в размере 1,5% от кадастровой, но может достигать и 0,3%.

Покупка и как формируется цена

У граждан и юрлиц есть возможность не только арендовать землю у государства, но и выкупить ее в собственность без торгов (приватизировать). Преимущество такого варианта в том, что желающий купить землю у государства может не волноваться, что в ходе аукциона цена участка взлетит до небес.

По стандарту местные власти должны объявить об аукционе, а если желающих купить землю не нашлось в течение 30 дней, им можно приступать к подготовке договора купли-продажи.

Право на выкуп земли у государства по символической цене закреплено за теми гражданами, которые ранее арендовали участок у государства под ИЖС и за пять лет успели возвести на нем постройку. Эти граждане имеют определенное преимущество: они вправе купить землю за 2,5-3% от кадастровой стоимости.

Необходимые документы

Получение участка без торгов начинается с приема и регистрации документов от заявителя. Желающие получить землю, минуя аукцион, должны подать заявление о предварительном согласовании.

[3]

Шапка документа содержит наименования органа исполнительной власти, ответственного за предоставление госуслуги в регионе, а также ФИО и контактные данные заявителя.

В основном блоке заявления прописываются:

  • ФИО заявителя, место его проживания, паспортные реквизиты (для физлиц);
  • наименование и юрадрес заявителя, его ИНН и КПП (для юрлиц);
  • кадастровый номер земельного участка, на котором предусматривается образование испрашиваемого участка;
  • реквизиты решения о межевании территории, проекта территориального планирования, изъятии земли для госнужд (если имеется);
  • указание на желание взять участок без торгов со ссылкой на правовое основание (например, статью 39.5 Земельного кодекса);
  • вид права, на котором заявитель хотел бы получить землю (собственность/аренда);
  • цель использования земли;
  • контактные сведения (электронный или почтовый адрес, телефон).
Читайте так же:  Как организовать свидание после заключения в СИЗО

В приложении прописываются все документы, которые прилагаются к заявлению.

  • документы, которые подтверждают право на приобретение земли без торгов;
  • схема расположения участка;
  • проектная документация о площади, границах участка;
  • документы, подтверждающие полномочия заявителей;
  • списки членов НКО.

От льготных категорий граждан могут потребовать предъявить, например, удостоверение ветерана, свидетельства о рождении детей (многодетным), пенсионное удостоверение; документ, подтверждающий необходимость в улучшении жилищных условий и пр.

Регламент предоставления земельного участка без проведения торгов

У каждого муниципального образования должен быть разработан регламент предоставления земель без торгов.

В общем случае указанная процедура состоит из пяти ключевых шагов:

  1. Прием документации от заявителя.
  2. Рассмотрение полученного заявления и документов.
  3. Запрос дополнительных документов и сведений, которые могут понадобиться для предоставлении госуслуги.
  4. Подготовка и принятие решения, разработка проекта договора.
  5. Выдача заявителю соответствующего постановления или подписание договора.

Прием документов от заявителя может вестись через уполномоченный орган исполнительной власти, по почте, через МФЦ, в электронном виде, через портал госуслуг.

По результатам получения документации принятое заявление фиксируется в специальном журнале, а заявителю передается расписка с перечнем представленных документов и датой их принятия.

  • После получения представленной документации уполномоченное лицо проверяет их на комплектность, соответствие законодательству;
  • устанавливает, относится ли запрашиваемая земля к муниципальной или неразграниченной госсобственности (в последнем случае местные власти не вправе предоставлять ее в аренду: это не в их компетенции);
  • проверяет заявителя на соответствие базовым требованиям.

При необходимости специалист администрации подает межведомственный запрос для получения нужных данных.

Если основания для отказа в предварительном согласовании отсутствует, специалист размещает сведения о предоставлении земли в собственность или аренду в СМИ (обычно это официальная газета муниципальных властей). Далее следует тридцатидневный срок ожидания, в течение которого все желающие могут заявить о своих правах на участие в аукционе.

Результатом данного этапа также может стать возврат заявления с указанием причин для отказа в предварительном согласовании участка.

Если другие претенденты на земельный участок в течение 30 дней так и не объявились, то принимается решение о предварительном согласовании.

Заявителю после получения постановления от администрации необходимо обратиться к кадастровым инженерам и разработать техническую документацию по земле, определить его границы. Затем необходимо поставить участок на кадастровый учет в Росреестр и получить паспорт на него.

Завершает процедуру обращение с заявлением о выделении участка земли в аренду/собственность в администрацию и подписание соответствующего договора: аренды, купли-продажи или безвозмездного пользования.

Возможные причины отказа

Перед подачей заявления на выделение участка земли стоит ознакомиться с региональными нормативно-правовыми актами, которые регламентируют данную процедуру. В них должен содержаться детальный и исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении госуслуги.

Отказать гражданину могут как на этапе приема документов, так и после их получения. В первом случае причинами могут стать несоответствие представленного обязательного составу, форме и требованиям действующего закона, отсутствие документов из общего перечня, наличие исправлений и опечаток в документах.

К числу иных возможных причин для отказа можно отнести:

  • с заявлением обратилось лицо, которому не положен участок без торгов;
  • участок был занят к моменту поступления заявления или на него получено предварительное согласование, запланированы торги;
  • участок передан в НКО;
  • на земле есть построенные объекты, принадлежащие другому собственнику;
  • земля была изъята из муниципального фонда или из оборота;
  • целевое назначение земли не соответствует указанному в заявлении;
  • площадь участка превышает региональный норматив.

При покупке квартиры можно получить налоговый вычет. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Хотите оформить в собственность участок, взятый в аренду на 49 лет? Здесь есть подробная инструкция.

На что следует обратить внимание при подаче заявки на получение земельного участка без торгов

При подаче заявки на получение участка без торгов стоит внимательно ознакомиться с действующим регламентом и требованиям к заявителям. Стоит оценить свои силы и возможность сбора нужных документов. Это позволит избежать лишних временных затрат.

При подаче заявки нужно указывать категорию земель в соответствии с планируемым ее применением. Это может быть строительство частного дома для постоянного проживания, дачное хозяйство, садоводство и огородничество. В случае нецелевого использования участка его могут передать обратно в муниципальную собственность.

В некоторых регионах сейчас наблюдается дефицит свободных земель, поэтому возможность получения участков у граждан лишь гипотетическая. Льготные категории получателей участков в густонаселенных регионах иногда стоят в очереди на землю 5-10 лет и шансы на получение земли в ближайшие годы у них практически нулевые.

Стоит учитывать, что если на указанный участок все же обнаружатся другие претенденты, то муниципальные власти будут обязаны провести аукцион. Для участия в нем потребуется внести задаток, который не возвращается при проигрыше. При этом цена на торгах на участок может существенно вырасти.

Видео (кликните для воспроизведения).

Никто не может гарантировать того, что даже после получения предварительного согласования и выполнения кадастровых работ заявителю могут отказать в получении земли.

Источники


  1. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.

  2. Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.

  3. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.
Основание предоставления земельного участка без проведения торгов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here