Оперативно розыскная деятельность в исправительных учреждениях

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Оперативно розыскная деятельность в исправительных учреждениях" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Оперативно-разыскная деятельность в исправительных учреждениях

В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в исправительных учреждениях сотрудниками оперативного аппарата и другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции осуществляется оперативно-розыскная деятельность (ОРД).

Задачи оперативно-розыскной деятельности:

  1. обеспечение личной безопасности осужденных, персонала и иных лиц;
  2. выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;
  3. розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;
  4. содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности:

  1. законность;
  2. уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  3. конспирация;
  4. сочетание гласных и негласных методов и средств.

В ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определяется содержание оперативно-розыскной деятельности и закрепляется система гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями исправительных учреждений в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий для решения задач оперативно-розыскной деятельности:

  1. опрос граждан;
  2. наведение справок;
  3. сбор образцов для сравнительного исследования;
  4. исследование предметов и документов;
  5. наблюдение;
  6. отождествление личности;
  7. обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  8. контроль почтовых отправлений;
  9. контроль телеграфных и иных сообщений;
  10. прослушивание телефонных переговоров;
  11. снятие информации с технических каналов связи;
  12. оперативное внедрение;
  13. контролируемая поставка;
  14. оперативный эксперимент.

Органы уголовно-исполнительной системы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, создают соответствующие оперативные аппараты со специальным штатом сотрудников и оперативно-техническим оснащением, в пределах своих полномочий издают нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

При необходимости в отношении лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, планируются и осуществляются совместные оперативно-розыскные мероприятия с участием органов Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы, Службы внешней разведки и других уполномоченных органов.

Запрещено проведение оперативно-розыскных мероприятий неуполномоченными на то законом физическими и юридическими лицами.

Никто не вправе вмешиваться в законные действия оперативных сотрудников, за исключением непосредственных руководителей. При получении приказа или указания, противоречащего закону, оперативные сотрудники обязаны руководствоваться законом.

К подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий могут привлекаться отдельные лица на принципах добровольности и конфиденциальности, в том числе по контракту. Государство гарантирует данным лицам правовую защиту.

Оперативно-розыскная деятельность исправительных учреждений

Оперативно-розыскная деятельность исправительных учреждений выполняет следующие задачи.

Первая задача направлена на обеспечение личной безопасности осужденных.

Вторая задача – обеспечение безопасности персонала исправительных учреждений и иных лиц.

Третья задача – выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания.

Четвертая задача – розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы.

[3]

Пятая задача – содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется с помощью розыскных мероприятий, с помощью которых решаются вышеназванные задачи: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы:

  1. видео– и аудиозапись;
  2. кино– и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

В каждом исправительном учреждении имеется оперативный отдел со специальным штатом сотрудников и соответствующей технической оснащенностью. Охрана осужденных и надзор за ними осуществляются персоналом исправительных учреждений. Задачами охраны и надзора являются обеспечение безопасности объектов исправительных учреждений, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных, а также иных лиц.

Из этого следует, что организация охраны и надзора за осужденными регулируется Уголовно-исполнительным кодексом, нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством Российской Федерации и Минюстом России.

Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях как средство обеспечения режима согласно ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса осуществляется в целях создания условий личной безопасности осужденных, персонала этихучреждений и иных лиц; выявления, предупреждения и раскрытия готовящихся и совершаемых в местах лишения свободы преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Порядок проведения оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях регулируется Федеральным законом от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности».

Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРАВОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ 4.doc

Решение этих задач возложено на следующие структурные подразделения уголовно-исполнительной системы:

— подразделения собственной безопасности;

— подразделения по розыску преступников, совершивших побег из мест отбывания наказания.

Названные подразделения осуществляют оперативно-розыскную деятельность не только на территории исправительных учреждений, но и вне их пределов. Однако в этих случаях они действуют, как правило, во взаимодействии с другими органами, осуществляющими ОРД и обслуживающими определенные объекты или участки местности.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители федеральных министерств, ведомств и местных (в том числе и законодательных) органов власти не могут наделить какие-либо органы правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Это можно рассматривать в качестве принципиальной посылки, формулирующей общий подход законодателя к дальнейшему совершенствованию правового регулирования ОРД. Дело в том, что эффективная борьба с преступностью требует учета динамики процессов (в том числе и криминогенных), протекающих в обществе, что предполагает уточнение и пересмотр функций органов исполнительной власти. В этой связи нельзя исключать возможности наделения в будущем правом проведения оперативно-розыскных мероприятий других министерств и ведомств. Нормотворческая практика подтверждает это предположение. Так, с момента принятия первого закона, регулирующего оперативно-розыскную деятельность (1992 г.), перечень органов, наделенных правом осуществления ОРД, уточнялся трижды.

Читайте так же:  Учредитель некоммерческой организации права и обязанности

Руководителям органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, предоставлено право определять перечень оперативных подразделений, могущих осуществлять ОРД. Это право предполагает создание не только конкретных служб и подразделений, осуществляющих ОРД в структуре министерства или ведомства, но и соответствующих территориальных органов. По Указу Президента РФ «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» от 3 октября 1994 г. создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в республике, крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе и назначение соответствующих должностных лиц должны согласовываться с президентами республик и главами администраций субъектов Федерации. Такие подразделения создаются (ч. 2 ст. 77 Конституции) для реализации полномочий в пределах ведения Российской Федерации (определены в ст. 71) и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (определены в ст. 72 Конституции).

Структура, полномочия и иные элементы организации деятельности подразделений устанавливаются руководителями органов, осуществляющих ОРД. Полномочия, оперативно-розыскных подразделений определяются, как правило, их уголовно-правовой компетенцией и выполняемыми функциями. Так, компетенцией аппаратов по борьбе с экономической преступностью (БЭП) органов внутренних дел является борьба с коррупцией и преступностью в сфере экономики; уголовного розыска — борьба с так называемой общеуголовной преступностью; подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков — предупреждение и раскрытие преступлений одноименных групп. Кроме того, руководитель органа, осуществляющего ОРД, может создавать подразделения для реализации каких-либо отдельных функций или проведения специфических мероприятий (оперативно-поисковых, оперативно-технических, аналитических и др.). В этом случае полномочия подразделения определяются выполняемыми функциями. Исходя из этого все оперативные подразделения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, можно разделить на две группы: выполняющие:

1) оперативно-розыскную функцию в полном объеме и

2) лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия.

Часть 5 статьи 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее Закон об ОРД) наделяет оперативные подразделения всех органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, правом проведения оперативно-розыскных мероприятий в следственных изоляторах совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.

Эта новелла была введена Федеральным законом от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ после передачи уголовно-исполнительной системы из МВД РФ в ведение Минюста РФ. Необходимость названного нормативного предписания обусловлена тем, что после организационных преобразований претерпел изменения и ранее существовавший порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий в следственных изоляторах. В силу ряда объективных причин оперативные подразделения, не входящие в уголовно-исполнительную систему, не могут самостоятельно и в полном объеме осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в местах содержания арестованных и осужденных. В то же время оперативные отделы следственных изоляторов, не располагая всем объемом следственной и оперативно-розыскной информации о криминальной деятельности обвиняемых до осуждения, не могут обеспечить их эффективную разработку. Поэтому социальная обусловленность взаимодействия при оперативной проверке лиц, арестованных за совершение преступлений, нашла свое правовое закрепление в данной статье Закона об ОРД.

Хотя закон и не запрещает совместное проведение ОРМ в других местах содержания арестованных и осужденных, он нормативно ограничивает применение такой формы взаимодействия, как совместное проведение оперативно-розыскных мероприятий, лишь сферой деятельности следственных изоляторов. Формулируя это положение, законодатель исходил, видимо, из того, что взаимодействие оперативных подразделений при осуществлении ОРМ в других учреждениях уголовно-исполнительной системы может осуществляться в иных организационных формах (взаимное информирование, совместное планирование и др.). Это отражает и сложившуюся практику деятельности по изобличению лиц в совершении других преступлений и отбывающих наказание в исправительных учреждениях. В подобных случаях лицо может быть этапировано в следственный изолятор, где в отношении него будут проводиться следственные и оперативно-розыскные мероприятия.

Каковкина Е.Н. Шпаргалка по уголовно-исполнительному праву — файл n1.doc

приобрести
Каковкина Е.Н. Шпаргалка по уголовно-исполнительному праву
скачать (1895.4 kb.)
Доступные файлы (1):

n1.doc 1896kb. 16.09.2012 16:41 скачать

Екатерина Николаевна Каковкина

Шпаргалка по уголовно-исполнительному праву

1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.

Право – это средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.

Политика влияет на создание и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм.

Политика определяет принципы, стратегию, основные направления и способы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество.

Политика России направлена на построение правового государства и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Правоохранительная политика государства определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью.

Она направлена на защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств.

Статья 2 Конституции Российской Федерации регламентирует, что права человека являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность государства.

[1]

Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

Уголовная политика определяет меры уголовно-правового воздействия на преступность. Политика государства осуществляет свои функции в области исполнения наказания, имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой. Уголовно-исполнительная политика определяет:

– направление деятельности государства;

– основные формы и методы исполнения наказания. Уголовно-исполнительная политика также оказывает влияние на уголовную политику и политику государства по профилактике и предупреждению преступлений.

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом соответствующих положениях, международных актах об обращении с осужденными.

Читайте так же:  Разрешены ли светодиодные светильники в детских учреждениях

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных рассматриваются уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе, в иных законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием наказания.

Таким образом, уголовно-исполнительная политика не является особой политикой, оторванной от общей политической линии Российского государства, представляет собой часть единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики.

2. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Принципы уголовно-исполнительной политики – это вытекающие из требования политики государства общие руководящие начала, пронизывающие все содержание деятельности соответствующих органов при исполнении уголовных наказаний.

Принципы уголовно-исполнительной политики закреплены в нормах права.

Существует три группы принципов:

1. Принцип законности. Основой целью данного принципа является неуклонное соблюдение и точное исполнение законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание. Факты беззакония в местах лишения свободы имеют повышенную общественную опасность, поскольку способствуют росту рецидивной преступности.

2. Принцип гуманизма. Прежде всего он выражается в том, что общество не отказывается от преступника как от своего члена, а стремится исправить его.

Гуманизм проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства. Исполнение наказаний не имеет целью причинение физических страданий или унижение достоинства человека.

Принцип дифференциации исполнения наказаний. Принцип дифференциации отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений.

Существуют специальные колонии для иностранцев и лиц без гражданства, по полу (мужские и женские), по возрасту, т. е. колонии для несовершеннолетних.

По тяжести совершенного преступления – колонии строгого режима.

По совершенному рецидиву преступления – колонии особого режима. Существуют колонии для работников правоохранительных органов. Дифференциация обусловливает установление законом для каждой категории осужденных своего комплекса ограничений.

Принцип индивидуализации выражается в требовании жесткого индивидуального подхода к каждому осужденному, т. е. в выборе нужных именно данному осужденному мер влияния.

Индивидуализация наказания на стадии его исполнения означает: во-первых, изменение объема кары в зависимости от поведения осужденного, во-вторых, изменение содержания исправительного воздействия.

Другими словами, индивидуализация наказания на стадии его исполнения выливается в индивидуализацию карательно-воспитательного воздействия в целом.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирования их законного поведения гласит, что наказание должно не только карать, но и исправлять, воспитывать осужденного.

Исправление осужденных, являясь целью уголовного наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ), достигается посредством применения к осужденным основных средств исправления при исполнении наказания.

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного.

Таким образом, для реализации принципов необходимо исполнение главной задачи. Основной задачей общественного воздействия, как и других средств исправления, является повышение эффективности деятельности администрации исправительных учреждений, направленной на достижение целей уголовного наказания.

3. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

Основной формой выражения и закрепления уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право. Дать понятие уголовно-исполнительного права – значит определить его задачи, функции, предмет и метод регулирования, что, в свою очередь, требует раскрытия уголовно-исполнительного правоотношения, норм и системы уголовно-исполнительного законодательства.

Первоначально считалось, что исправительно-трудовое право представляет собой специфическую подотрасль уголовного права.

По мере развития исправительно-трудового законодательства выяснили, что уголовно-исполнительное право является комплексной отраслью права.

Соответственно постепенно появляется тенденция к выделению исправительно-трудового права в самостоятельную отрасль.

Уголовно-исполнительное право – это одна из ведущих отраслей российского права, направленная на реализацию норм материального права. Оно существенно отличается от других, в том числе и смежных, отраслей права, имея свои специфические задачи, свой предмет и свой метод регулирования.

Вместе с тем уголовно-исполнительное право входит в общую систему российского права, и ему присущи основные части и принципы, свойственные праву Российской Федерации на современном этапе в целом.

Уголовно-исполнительное право – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих меры реализации норм уголовного права, основываясь при этом на цели наказания и системе наказаний.

Самостоятельность российского уголовно-исполнительного права как отрасли права обусловливается рядом его специфических черт.

Во-первых, только уголовное право является законодательной базой для определения меры и наказуемости деяний, оснований уголовной ответственности, применения наказаний и освобождения от ответственности и наказаний. Ни одной другой отрасли права этот признак не присущ.

Во-вторых, уголовное право имеет собственный предмет регулирования. Им являются только те взаимоотношения, которые возникают в связи с совершением преступления. Ни одна другая отрасль права не может регулировать эти отношения.

В-третьих, уголовному праву свойствен особый метод регулирования указанных общественных отношений. Он заключается в установлении исполнения наказания за совершенное уголовное противоправное деяние.

Уголовно-исполнительное право состоит из Общей и Особенной частей. Содержание общей части составляют общие положения и принципы уголовного права. Все институты Общей части привязаны к двум основополагающим понятиям – преступлению и наказанию. Закон определяет задачи уголовного законодательства и его принципы; основание уголовной ответственности; возраст, с которого наступает уголовная ответственность; в какое место помещается лицо для отбывания наказания.

особенная часть уголовного права содержит описание условий отбывания наказания. Общая и Особенная части уголовного права тесно связаны между собой, составляют в целом единое уголовно-исполнительное право.

Обусловлено это единство прежде всего общностью задач. Нормы Общей и Особенной частей в реальной жизни существуют только совместно.

Оперативно розыскная деятельность в исправительных учреждениях

40. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность.

Оперативно-розыскная деятельность исправительных учреждений выполняет следующие задачи.

Первая задача направлена на обеспечение личной безопасности осужденных.

Вторая задача – обеспечение безопасности персонала исправительных учреждений и иных лиц.

Третья задача – выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания.

Четвертая задача – розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы.

Читайте так же:  Справка о неиспользовании права приватизации где получить

Пятая задача – содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется с помощью розыскных мероприятий, с помощью которых решаются вышеназванные задачи: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы:

1) видео– и аудиозапись;

2) кино– и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

В каждом исправительном учреждении имеется оперативный отдел со специальным штатом сотрудников и соответствующей технической оснащенностью. Охрана осужденных и надзор за ними осуществляются персоналом исправительных учреждений. Задачами охраны и надзора являются обеспечение безопасности объектов исправительных учреждений, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных, а также иных лиц.

Из этого следует, что организация охраны и надзора за осужденными регулируется Уголовно-исполнительным кодексом, нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством Российской Федерации и Минюстом России.

Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях как средство обеспечения режима согласно ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса осуществляется в целях создания условий личной безопасности осужденных, персонала этихучреждений и иных лиц; выявления, предупреждения и раскрытия готовящихся и совершаемых в местах лишения свободы преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Порядок проведения оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях регулируется Федеральным законом от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статья 84 УИК РФ. Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях (действующая редакция)

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

2. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции.

Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

Сущность режима в исправительных учреждениях. Применение технических средств охраны в целях поддержания режима отбывания наказания. Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях как средство обеспечения режима содержания осужденных.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 22.11.2016
Размер файла 1,6 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие режима в исправительных учреждениях как выражения наказания и правового явления, его сущность и содержание. Общие положения о режиме лишения свободы в нормах международного права. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях.

контрольная работа [19,6 K], добавлен 27.03.2013

Основное направление уголовно-исполнительной политики государства. Понятие режима отбывания наказания в исправительных учреждениях и его основные требования. Режим особых условий в исправительных учреждениях. Меры безопасности и основания их применения.

реферат [27,8 K], добавлен 26.04.2009

Понятие, функции и содержание режима в исправительных учреждениях. Общественные отношения, возникающие в сфере реализации режима в исправительных учреждениях. Режимные правоограничения с целью исправления и предупреждения совершения новых преступлений.

курсовая работа [41,3 K], добавлен 16.12.2014

Понятие, содержание, функции режима в исправительных учреждениях, а также основные способы его обеспечения, нормативно-правовое обоснование. Исследование особенностей общего режима отбывания наказания осужденными в исправительных колониях и тюрьмах.

курсовая работа [33,6 K], добавлен 02.01.2011

Требования нормативно-правовых актов по организации режимных требований в исправительных учреждениях (ИУ). Средства обеспечения режима. Методы управления социальных систем в сфере организации надзора и режима в ИУ и СИЗО. Основные воспитательные методы.

реферат [43,4 K], добавлен 21.06.2012

Понятие и особенности режима в исправительных учреждениях, требования, предъявляемые к нему. Современное состояние и перспективы деятельности уголовно-исполнительной системы и в частности УФСИН по Ставропольскому краю по обеспечению режима за 2010 год.

дипломная работа [1,6 M], добавлен 09.05.2011

Порядок назначения и изменения условий содержания во время отбывания наказания. Основные права, обязанности и материальная ответственность осуждённых в учреждениях. Виды режимов в исправительных учреждений, порядок назначения и изменения режима.

дипломная работа [123,3 K], добавлен 29.11.2010

Виды исправительных учреждений и порядок исполнения наказания. Содержание и условия отбывания осужденных в колониях-поселениях, исправительных колониях общего и строгого режима. Порядок назначения и изменения вида режима и способы его обеспечения.

реферат [21,6 K], добавлен 05.02.2013

Режимы наказания в виде лишения свободы, меры по обеспечению его отбывания осужденными и безопасности в исправительных учреждениях. Правовые и организационные проблемы исполнения наказания и нарушения режима содержания в следственных изоляторах России.

дипломная работа [75,0 K], добавлен 13.07.2014

Функции, значение и правовое регулирование режима отбывания наказания, установленного в местах лишения свободы. Классификация осужденных к лишению свободы и их распределение по исправительным учреждениям. Изменение условий их содержания под стражей.

курсовая работа [634,0 K], добавлен 26.12.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Комментарий к СТ 84 УИК РФ

Статья 84 УИК РФ. Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях

Комментарий к статье 84 УИК РФ:

1. Статья 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то названным Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Часть 1 комментируемой статьи конкретизирует эти цели применительно к специфике исправительных учреждений. Указанные цели можно сгруппировать в пять групп.

[2]

Первая цель — это обеспечение личной безопасности субъектов и участников уголовно-исполнительных правоотношений; вторая — выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, в том числе совершенных осужденными как до поступления в исправительное учреждение, так и после прибытия в него; третья — розыск бежавших осужденных и осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы.

Читайте так же:  Смена юридического адреса сроки регистрации в налоговой

Указанными целями направленность оперативно-розыскной деятельности не исчерпывается. В последнее время оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях нередко направлена на выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, готовящихся и совершаемых вне исправительных учреждений, но посягающих на их безопасность и нормальное функционирование. Естественно, что оперативно-розыскная деятельность также направлена на выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, совершаемых персоналом исправительных учреждений.

2. В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» приведен перечень оперативно-розыскных мероприятий, с помощью которых решаются установленные в ч. 1 ст. 84 УИК РФ задачи. Это опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление деятельности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Для проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, существенным образом затрагивающих права граждан, необходимо разрешение суда (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров). Следует иметь в виду, что в условиях мест лишения свободы указанные оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться без получения соответствующего решения суда, если одним из участников переписки и телефонных переговоров является осужденный (см. комментарий к ст. ст. 91, 92).

3. Для проведения оперативно-розыскной деятельности в каждом исправительном учреждении созданы соответствующие подразделения.

В исправительных учреждениях могут проводить оперативно-розыскные мероприятия и другие уполномоченные на то органы, указанные в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (органы федеральной службы безопасности, службы внешней разведки, федеральной службы наркоконтроля, Министерства внутренних дел, федеральной службы охраны и т.д.).

Каковкина Е.Н. Шпаргалка по уголовно-исполнительному праву — файл n1.doc

приобрести
Каковкина Е.Н. Шпаргалка по уголовно-исполнительному праву
скачать (1895.4 kb.)
Доступные файлы (1):

n1.doc 1896kb. 16.09.2012 16:41 скачать
    Смотрите также:
  • Комментарии к Уголовно — исполнительному кодексу (Документ)
  • Лебедева О.В. Шпаргалка по уголовно-процессуальному праву (Документ)
  • Перетятько Н.М. Шпаргалка по уголовно-процессуальному праву России (Документ)
  • Каковкина Е.Н. Шпаргалка по муниципальному праву (Документ)
  • Каковкина Е.Н. Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России (Документ)
  • Лекции по уголовно-процессуальному праву (Лекция)
  • Чучаев А.И., Фирсова А.П. Уголовно-правовое воздействие: понятие, объект, механизм, классификация (Документ)
  • Белоусов Д.С. Шпаргалка по страховому праву (Документ)
  • Тест МЭСИ по коммерческому праву с правильными ответами. Шпаргалка (Шпаргалка)
  • Рождествина А.А. Шпаргалка по праву социального обеспечения (Документ)
  • Резепова В.Е. Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности (Документ)
  • Резепова В.Е. Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности (Документ)
  • 40. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    В соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность.

    Оперативно-розыскная деятельность исправительных учреждений выполняет следующие задачи.

    Первая задача направлена на обеспечение личной безопасности осужденных.

    Вторая задача – обеспечение безопасности персонала исправительных учреждений и иных лиц.

    Третья задача – выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания.

    Четвертая задача – розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы.

    Пятая задача – содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

    Оперативно-розыскная деятельность осуществляется с помощью розыскных мероприятий, с помощью которых решаются вышеназванные задачи: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

    В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы:

    1) видео– и аудиозапись;

    2) кино– и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

    В каждом исправительном учреждении имеется оперативный отдел со специальным штатом сотрудников и соответствующей технической оснащенностью. Охрана осужденных и надзор за ними осуществляются персоналом исправительных учреждений. Задачами охраны и надзора являются обеспечение безопасности объектов исправительных учреждений, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных, а также иных лиц.

    Из этого следует, что организация охраны и надзора за осужденными регулируется Уголовно-исполнительным кодексом, нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством Российской Федерации и Минюстом России.

    Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях как средство обеспечения режима согласно ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса осуществляется в целях создания условий личной безопасности осужденных, персонала этихучреждений и иных лиц; выявления, предупреждения и раскрытия готовящихся и совершаемых в местах лишения свободы преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Порядок проведения оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях регулируется Федеральным законом от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности».

    41. РЕЖИМ ОСОБЫХ УСЛОВИИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

    Режим особых условий является важнейшим средством обеспечения режима исполнения отбывания наказания.

    В ч. 1 ст. 85 УИК дается исчерпывающий перечень оснований для введения режима особых условий, поскольку это влечет за собой существенное ограничение прав и свобод не только осужденных, но и в определенной мере граждан, находящихся на объектах исправительных учреждений и территориях, к ним прилегающих.

    Режим особых условий вводится тогда, когда в районе расположения исправительного учреждения установлено чрезвычайное, военное и особое положение, а также при возникновении массовых беспорядков в исправительном учреждении или групповом неповиновении осужденных. Таким образом, можно выделить две группы оснований введения режима особых условий: внешнее чрезвычайное, военное или особое положение и внутреннее совершение преступлений с участием большой группы осужденных.

    Читайте так же:  Постановление о признании потерпевшим по уголовному делу

    В период режима особых условий может быть приостановлена реализация некоторых прав осужденных, предусмотренных ст. 89–97 УИК: приобретение осужденными продуктов питания, предоставление им свиданий, получение посылок и передач, переписка, телефонные разговоры. В случае стихийных бедствий, введения чрезвычайного, особого или военного положения, массовых беспорядков, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий на срок до 30 суток по решению Министра юстиции РФ.

    Стихийные бедствия могут быть природного – землетрясения, наводнения, смерчи, ураганы и техногенного характера – различного рода аварии и катастрофы.

    Чрезвычайное, особое или военное положение вводится Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных Конституцией и федеральными законами о чрезвычайном, особом или военном положении с одобрения Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

    При этом следует иметь в виду, что в случае масштабности и тяжести последствий стихийные бедствия могут послужить основанием введения чрезвычайного или особого положения.

    Массовые беспорядки выражаются в отказе выполнять предъявляемые требования со стороны больших групп осужденных, в погромах, избиениях, убийствах неугодных осужденных, представителей персонала и иных лиц, а также в ряде аналогичных действий. Групповые неповиновения осужденных также выражаются в отказе выполнять предъявляемые к ним требования или их определенную часть, но они проявляются в менее агрессивной форме и не связаны с указанными выше действиями – погромами, поджогами, убийствами.

    Участвуют в них значительно меньшие группы осужденных, хотя и не исключены случаи участия больших масс осужденных, как, например, при объявлении голодовок.

    В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц начальник исправительного учреждения может ввести меры, предусмотренные режимом особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение.

    В период действия режима особых условий в исправительных учреждениях может быть ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб. За исключением медико-санитарных, приостановлена работа производств, школ, магазинов, клубов, библиотек; введен усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты; изменен распорядок дня, запрещен выезд осужденных, а также приостановлено осуществление некоторых других прав осужденных. Таким образом, режим особых условий связан с существенными ограничениями как для осужденных, так и для работы самого исправительного учреждения.

    42. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ОСНОВАНИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

    Меры безопасности применяются в случае:

    – сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законнымтребованиям персонала;

    – проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников;

    – нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий;

    – предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или себе. Применяются физическая сила, специальные средства и оружие. При их применении сотрудники исправительных учреждений обязаны:

    – предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность для жизни и здоровья персонала, а также осужденных или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

    – обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, предоставление пострадавшим медицинской помощи;

    – доложить непосредственному начальнику о каждом случае применения физической силы, специальных средств или оружия;

    – при отсутствии специальных средств или оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе использовать любые подручные средства;

    – в случае ранения или смерти осужденных или иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальник исправительного учреждения обязан сообщить об этом прокурору.

    Применение специальных средств и газового оружия

    Сотрудники уголовно-исполнительной системы могут применять специальные средства в следующих случаях.

    1. Для отражения нападения на работников исправительных учреждений, осужденных и других лиц.

    2. Для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка; задержания правонарушителя, оказывающего злостное неповиновение или сопротивление работникам исправительного учреждения.

    3. Для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений и транспортных средств.

    4. При конвоировании и охране осужденных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег, причинить вред окружающим или себе.

    5. Для задержания и возвращения осужденных, бежавших из-под стражи или из исправительного учреждения.

    В качестве специальных средств применяются: резиновые палки, наручники, при отсутствии наручников – подручные средства связывания, светозвуковые средства отвлекающего воздействия.

    Огнестрельное оружие применяется:

    1) для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан;

    2) для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников исправительного учреждения, осужденных и иных лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием;

    3) для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Таким образом, о каждом случае применения оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы в течение 24 ч с момента его применения обязаны доложить непосредственному начальнику или начальнику ОВД по месту применения оружия.

    Источники


    1. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.

    2. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.

    3. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.
    Оперативно розыскная деятельность в исправительных учреждениях
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here