Оказание услуг на территории иностранного государства ндс

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Оказание услуг на территории иностранного государства ндс" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

КонсультантПлюс:Форумы

Страницы: 1

#1 28.04.2012 15:39:10

НДС при экспорте услуг

Компания, резидент РФ, оказывает консалтинговые услуги на территории Таможенного союза, в ч. Республики Беларусь, резиденту Республики Беларусь. Данная компания не имеет постоянного представительства на территории Белоруссии.
Облагаются ли НДС данные услуги? И если таковой НДС отсутствует, какие документы нужно предоставить в ИФНС?

Заранее благодарю за ответ.

#2 23.05.2012 10:25:51

Re: НДС при экспорте услуг

Налоговый кодекс РФ не содержит понятия «консалтинговые услуги».
Место реализации ряда работ (услуг) определяется по месту осуществления деятельности покупателя этих услуг (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Если покупатель этих работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, то местом их реализации территория РФ не является (пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, см. также Письма Минфина России

При оказании услуг налоговые последствия по НДС зависят от того, территория какого государства (территория РФ или территория иностранного государства) признается местом реализации услуг (ст. 148 НК РФ, ст. 3 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»).
Если местом реализации услуг признается территория РФ, то операции по оказанию услуг являются объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В случае когда местом реализации услуг признается территория иностранного государства (в том числе Республики Беларусь), порядок налогообложения соответствующих операций НДС регулируется нормами иностранного законодательства (Письма Минфина России от 14.12.2011 N 03-07-08/350, от 08.09.2011 N 03-07-08/276).
При этом сумма «входного» НДС по товарам (работам, услугам), использованным при оказании услуг, местом реализации которых признается территория иностранного государства, к вычету не принимается и включается в стоимость этих товаров (работ, услуг) (пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ).

#3 25.05.2012 10:06:17

Re: НДС при экспорте услуг

Спасибо большое, за Ваш подробный ответ!!

Проясните ещё такой момент. Какими документами можно подтвердить факт реализации услуги на территории другого государства для определения места реализации услуг? Ведь, например, некоторые консалтинговые услуги можно оказывать удаленно.

Заранее благодарна за ответ.

#4 25.05.2012 16:27:46

Re: НДС при экспорте услуг

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются (п. 4 ст. 148 НК РФ):
1) контракт, заключенный с иностранным лицом;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Рекомендуется внимательно отнестись к документальному оформлению операций, связанных с исполнением данного договора, чтобы подтвердить, что услуги оказываются непосредственно иностранной организации (т.е. не имеют отношения к представительству, расположенному в РФ). Для этого необходимо, чтобы вышеуказанные документы были подписаны представителем организации иностранного контрагента, а также оплата услуг была осуществлена иностранной компанией.

#5 28.05.2012 12:56:58

Re: НДС при экспорте услуг

Благодарю за разъяснения!
Т.о. получается, что подтверждающими документами оказания услуг иностранной организации-заказчику на территории иностранного государства являются:
— контракт с данной организацией (вне зависимости от места заключения контракта, в нем прописываемом?);
— документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг), коими могут явится: акты выполненных работ, платежные документы.
При этом не имеет значение фактическое физическое местонахождение исполнителя (на территории иностранного государства — месторасположения заказчика или на территории страны исполнителя — т.е. у заказчика или удаленно)?

#6 28.05.2012 13:33:52

Re: НДС при экспорте услуг

Вы не можете указывать местоположение иностранного контрагента другой, чем его юридический адрес, иначе это будет представительство (филиал), который регистрируется на территории РФ.
Место заключения контракта не имеет значения.

Страницы: 1

Отдел колонтитула

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2008 PunBB

НДС при оказании консультационных услуг иностранной организации

Облагаются ли НДС консультационные услуги, оказываемые иностранной организации, не осуществляющей деятельность в РФ и не состоящей на учете в налоговых органах РФ? Ответ на этот вопрос дал Минфин России в письме от 09.09.2016 № 03-07-08/52800.

Финансисты разъяснили, что если покупателем консультационных услуг, оказываемых российской организацией, является иностранная организация, зарегистрированная на территории иностранного государства, местом реализации указанных услуг территория Российской Федерации не признается. В связи с этим такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

Этот вывод основан на нормах п. 1 ст. 146, подп. 4 п. 1.1 и подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, согласно которым:

— объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ;

[1]

— местом реализации консультационных услуг не признается территория РФ, если покупатель таких услуг не осуществляет деятельность на территории РФ;

— место осуществления деятельности покупателя определяется на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство).

Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта ЭЖ подпишитесь на нашу рассылку

Налогообложение организаций финансового сектора

Определение места реализации товаров, работ или услуг для целей исчисления НДС

Правильное определение места реализации товаров и оказания услуг важно как для иностранной, так и для российской организации. По сути, определение места реализации сводится к ответу на вопрос: признается ли местом реализации Российская Федерация, т. е. облагаются ли полученная выручка налогом на добавленную стоимость по законодательству России, и если да, то возникают ли у одной из сторон функции налогового агента.

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров, (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Таким образом, если реализация осуществлена на территории иностранного государства, объекта обложения НДС по законодательству России не возникает. Однако это не означает, что налога на добавленную стоимость можно избежать. Если Российская организация реализовала товар, работу или услугу на территории государства, в котором есть такой налог, как налог на добавленную стоимость, ей придется заплатить этот налог по закону этой страны и по ставке этой страны.

Читайте так же:  Через сколько после оформления приходят детские пособия

Если по контракту поставщиком товаров, работ или услуг является иностранный контрагент, то он же будет являться и налогоплательщиком. Но данная ситуация также не может быть безразлична российской организации. Если иностранец является налогоплательщиком по законодательству России и не состоит на учете в российских налоговых органах, то российская организация является налоговым агентом, т. е. именно российская организация должна будете рассчитать, удержать и уплатить НДС за иностранную компанию в российский бюджет. Причем предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения и на уплате единого налога на вмененный доход, а также организации, освобожденные от обязанностей налогоплательщика по ст. 145 НК РФ, не освобождаются от обязанностей налогового агента.

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Статья 11 НК РФ устанавливает, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Налоговый кодекс РФ не определяет значение термина «территория Российской Федерации», поэтому, следует обратиться к иным отраслям права. Так, статья 67 Конституции РФ указывает, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. При этом территориальным морем признается примыкающий к. сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Место реализации товаров

Согласно ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

  • товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Другими словами, не имеет значения, кто покупатель и кто продавец товара, какая из сторон осуществляет доставку товара, важна принадлежность территории, с которой отгружается товар. Поэтому, если иностранная компания со склада, расположенного вне территории Российской Федерации, отгружает для российской компании товар, местом реализации товара для целей уплаты НДС признается иностранное государство.

В то же время, если одна иностранная компания через свое постоянное представительство со склада в Москве реализует товар представительству другой иностранной компании, расположенной в Екатеринбурге, местом такой реализации признается Российская Федерация (несмотря на то, что покупатель и продавец иностранные компании).

Место реализации работ, услуг

При определении места реализации работ, услуг необходимо руководствоваться ст. 148 НК РФ, в которой критерии определения места реализации работ, услуг условно можно разделить на четыре группы:

  • по месту нахождения имущества, с которым связаны работы, услуги;
  • по месту фактического оказания услуг;
  • по месту деятельности покупателя услуг;
  • по месту деятельности исполнителя работ, услуг.

Местом деятельности организации (покупателя или исполнителя) считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены, услуги оказаны через это постоянное представительство) (п. 2 ст. 148 НК РФ).

Согласно НК РФ при определении места реализации работ, услуг, главным является место деятельности организации, выполняющей работы, оказывающей услуги. Кроме того, если работы или услуги носят вспомогательный характер, то место их реализации определяется по месту реализации основных работ и услуг (п. 3 ст. 148 НК РФ).

Из этих общих правил есть исключения, которые приведены в подп. 1 -4 п. 1 ст. 148 НК РФ и отражены в таблице.

Следует учитывать, что Гражданский кодекс РФ относит к недвижимым вещам земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Основными вопросами, которые необходимо решить на практике при определении места реализации работ или услуг, являются следующие:

• необходимо убедиться, что оказываемый вид деятельности не относится к перечисленным в подп. 1-4 п. 1 ст. 148 НК РФ;

• в случае если оказываемая услуга или выполняемая работа поименована в одном из специальных правил, перечисленных в п. 1-4 ст. 148 НК, определить место ее реализации в соответствии с данным специальным правилом; в противном случае правильно определить место деятельности налогоплательщика, который выполняет работы (оказывает услуги).

Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) являются:

• контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

• документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг):

— акт о выполнении работ, оказании услуг;

— акт передачи в аренду (лизинг) имущества;

— сертификат, диплом и т.п. при оказании образовательных услуг;

— экземпляры печатных изданий с образцами размещенной рекламы и др.

Исполнение обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость

В соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны самостоятельно определить налоговую базу, исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно при совершении каждой такой операции. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 24 НК РФ).

Читайте так же:  Порядок присвоения квалификационных званий сотрудникам уис

Помимо общих мер ответственности, которые распространяются не только на налогоплательщиков, но и на налоговых агентов, например, за непредставление документов (ст. 126 НК РФ), в НК РФ есть специальная статья, посвященная ответственности налогового агента (ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов»). Согласно этой статье неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Если в контракте указана только сумма контракта и нет никакого упоминания об НДС, то в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ исчисление налога производится по формуле

НДС = Сумма контракта х 18/118.

Однако на практике встречается и другой вариант. В контракте указывается сумма контракта с формулировкой «без учета НДС». Если операции по такому контракту не подлежат в Российской Федерации обложению НДС, то проблем не возникает. Если же операции по данному контракту подлежат обложению НДС в Российской Федерации, то в контракте отражается сумма реализации без учета НДС, т. е. отсутствует налоговая база для исчисления НДС. Формула для определения суммы налога следующая:

НДС = Сумма контракта х 18%.

Налоговый агент должен перечислить удержанную у иностранной организации сумму НДС по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 НК РФ).

Особые сроки для перечисления удержанного НДС в бюджет установлены НК РФ только для случаев приобретения у нерезидента РФ работ или услуг. Тогда перечисление налога в бюджет производится одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу. Кроме того, банки обязаны не принимать к исполнению платежные поручения по перечислению дохода нерезиденту без платежного поручения на перечисление НДС с этих доходов в бюджет.

При покупке налоговым агентом товара, местом реализации которого признается РФ, удержанный НДС у иностранного контрагента нужно перечислить в бюджет в сроки, установленные для уплаты НДС налогоплательщиками, — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором осуществлена сделка (п. 1 ст. 174 НК РФ, Письмо УФНЕ по г. Москве от 12 апреля 2007 г. № 19-11 /033709).

Условия для принятия у налогового агента уплаченных сумм НДС к вычету

Принятие налоговым агентом к вычету сумм НДС, удержанных им у иностранного поставщика, может считаться правомерным при обязательном соблюдении трех условий:

  • вышеуказанные суммы НДС фактически перечислены в бюджет;
  • стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  • данные товары (работы, услуги) приняты организацией к учету (товары получены, работы и услуги приняты по акту или другим надлежащим образом).

Особенности заполнения декларации по НДС налоговым агентом.

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ, налоговые агенты представляют в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговым агентом, указывается им в разделе 2 Налоговой декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». Данный раздел заполняется налоговым агентом отдельно по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сумма НДС, подлежащая вычету покупателем — налоговым агентом, отражается по строке 310 раздела 3 Налоговой декларации по НДС.

Если налоговый агент в налоговом периоде осуществляет исключительно операции, предусмотренные ст. 161 НК РФ, или он освобожден от обязанностей плательщика НДС, им заполняются только титульный лист и разделы 1 и 2 декларации. При этом в случае отсутствия показателей для заполнения раздела 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки.

Оказание услуг на территории иностранного государства ндс

сегодня
USD ЦБ 64.47
EUR ЦБ 71.53
BTC/USD 10286.47

калькулятор валют

Вопрос: Организация намеревается заключить с иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах на территории РФ и не имеющей обособленных подразделений (далее — иностранная компания, агент), агентский договор, согласно условиям которого агент обязуется осуществлять на территории иностранного государства поиск потенциальных клиентов в целях заключения организацией договоров на поставку товаров: проводить переговоры, встречи с потенциальными клиентами; взаимодействовать с клиентами организации, с которыми уже были заключены договоры поставки, направлять организации отчеты о результатах деятельности, а также о произведенных расходах для их последующей компенсации. В свою очередь, организация обязуется утверждать указанные отчеты и выплачивать агенту ежемесячное вознаграждение на основании агентского договора и в соответствии с его условиями.

Облагаются ли вышеуказанные услуги иностранной организации НДС?

Нужно ли организации удерживать НДС из суммы соответствующего вознаграждения агента?

Применим ли в указанной ситуации пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ?

В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при оказании иностранной организацией агентских услуг российскому принципалу по поиску потенциальных клиентов в целях заключения договоров на поставку товаров Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса место реализации работ (услуг) определяется по месту осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) работы (услуги), за исключением работ (услуг), предусмотренных подпунктами 1 — 4.1, 4.4 пункта 1 данной статьи Кодекса.

Поскольку агентские услуги в подпунктах 1 — 4.1, 4.4 статьи 148 Кодекса не поименованы, местом реализации таких услуг, оказываемых иностранной организацией российскому принципалу, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Читайте так же:  Приказ о дисциплинарной ответственности работника образец

Реализация услуг за границу. Платить НДС или нет?

Объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Об этом говорится в статье 146 НК РФ. Причем не имеет значения, кто реализует данные товары (работы, услуги) — российская организация (индивидуальный предприниматель) или иностранная. Важно лишь правильно определить место реализации товаров (работ, услуг). Место реализации товаров определяется по правилам статьи 147 Налогового кодекса. В отношении работ и услуг действуют нормы 148-й статьи Кодекса. Если местом реализации товаров (работ, услуг) территория России не является, исчислять НДС с их стоимости не нужно.

Вместе с тем стоимость реализованных товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория России, необходимо отразить в налоговой декларации по НДС. Для этого заполняют раздел 9 декларации. Обратите внимание, что данный раздел заполняется и включается в состав налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за тот налоговый период, в котором товар был отгружен (работа выполнена, услуга оказана).

В подпункте 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ перечислены виды работ и услуг, место реализации которых определяется по месту деятельности их покупателя. К таким услугам относится передача прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты гражданских прав: передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и иных аналогичных прав. Место осуществления деятельности покупателя устанавливается так же, как и место деятельности исполнителя работ (услуг), то есть на основании государственной регистрации. При отсутствии регистрации оно соответствует месту, указанному в учредительных документах организации, месту управления организации, месту нахождения ее исполнительного органа или постоянного представительства. Если покупателем имущественных прав является российская организация, то у нее возникают обязанности налогового агента, предусмотренные пунктом 1 статьи 161 НК РФ. Таким образом, она должна исчислить, удержать у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах Российской Федерации, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

Место реализации консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, предоставлению персонала, проведению НИОКР, разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации определяется по месту осуществления деятельности покупателя данных услуг. Так сказано в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ. Если заказчик перечисленных услуг — российская компания, местом их реализации признается Россия. Но заказчиком может быть и представительство российской организации за рубежом. Например, иностранная компания ведет бухгалтерский учет представительства в соответствии с требованиями местного законодательства. Тогда местом реализации услуг территория РФ не признается.

Какие документы подтверждают место реализации товаров (работ, услуг)

Оказание услуг на территории иностранного государства ндс

сегодня
USD ЦБ 64.47
EUR ЦБ 71.53
BTC/USD 10301.73

калькулятор валют

Облагаются ли НДС в Российской Федерации операции по реализации работ по ремонту движимого имущества, находящегося на территории иностранного государства, выполняемых российской организацией по договору с другой российской организацией?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении работ по ремонту движимого имущества, находящегося на территории иностранного государства, выполняемых российской организацией по договору с другой российской организацией, и сообщает.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса.

Согласно подп. 2 п. 1 и подп. 2 п. 1.1 указанной ст. 148 НК РФ место реализации работ (услуг), непосредственно связанных с движимым имуществом, определяется по месту фактического нахождения движимого имущества. Поэтому местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с движимым имуществом, находящимся на территории иностранного государства, территория Российской Федерации не признается.

Таким образом, при выполнении российской организацией работ по ремонту движимого имущества, находящегося на территории иностранного государства, по договору с другой российской организацией местом реализации указанных работ территория Российской Федерации не признается и такие работы в Российской Федерации налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Услуги международной связи: проблемы исчисления НДС

«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2008, N 45

Налогообложение услуг международной связи имеет свои особенности.

Российская Федерация соблюдает требования международного соглашения — Регламента международной электросвязи, принятого Всемирной административной конференцией по телефонии и телеграфии в г. Мельбурне 9 декабря 1988 г. (далее — Регламент), который является составной частью Устава Международного союза электросвязи, ратифицированного Федеральным законом от 30.03.1995 N 37-ФЗ. Пункт 2.2 Регламента определяет международную службу электросвязи как предоставление электросвязи между предприятиями и станциями электросвязи любого типа, находящимися в разных странах или принадлежащими разным странам.

Регламент устанавливает ограничения при налогообложении услуг международной электросвязи: если в соответствии с национальным законодательством какой-либо страны предусматривается налог на взимание таксы за международные службы электросвязи, то этим налогом облагаются, как правило, только те международные услуги электросвязи, которые оплачиваются клиентами этой страны, если отсутствуют другие соглашения, заключаемые для конкретных специальных случаев (п. 6.1.3 Регламента).

Положения Регламента учтены в ст. ст. 148 и 157 НК РФ.

Так, в п. 5 ст. 157 НК РФ указано, что в случае реализации услуг международной связи не учитываются при определении налоговой базы суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям.

Подпункт 2 п. 1, пп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ содержат норму, которую возможно применить для организаций, оказывающих услуги международной связи. Местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации. Если работы (услуги) связаны непосредственно с находящимся за пределами территории Российской Федерации движимым имуществом, то в этом случае местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации для целей исчисления НДС.

Читайте так же:  Уведомление об изменении существенных условий трудового договора

Рассмотрим ситуации, в которых часто возникают вопросы при исчислении НДС по услугам связи.

Ситуация 1. Услуги международной связи предоставлены российской организации иностранной компанией, не имеющей представительства в России, осуществляющей свою деятельность на территории Германии.

Услуга связи оказана иностранной компанией с применением оборудования, находящегося на территории Германии. В соответствии с требованием пп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ реализация такой услуги осуществляется не на территории России. Обязанность выполнять функции налогового агента для целей исчисления НДС у российской организации не возникает, поскольку она связана только с реализацией услуг на территории России (ст. 161 НК РФ).

Ситуация 2. Услуги связи предоставлены иностранной компанией, использующей на территории России оборудование связи, установленное на автомобиле.

Для данной ситуации возможно применить пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ, который позволяет определить реализацию услуги на территории России, поскольку услуга оказана иностранной компанией с применением оборудования, находящегося на территории России.

Порядок исчисления НДС в этом случае зависит от того, имеет ли организация постоянное представительство в России и состоит ли она на налоговом учете.

На основании п. 1 ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются организации. Под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Порядок постановки на налоговый учет иностранных организаций установлен Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 (далее — Положение). В случае, когда иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала (п. 2.1.1 Положения).

Таким образом, если иностранная организация зарегистрирована в налоговых органах, ей следует самостоятельно произвести расчеты с бюджетом по НДС, предъявить к оплате налог российской компании, которая в свою очередь имеет право на вычет НДС на условиях, определенных ст. ст. 170, 171 НК РФ.

Если иностранная организация реализует товары (работы, услуги) и не произвела постановку на учет в налоговых органах, то обязанность расчетов по НДС с бюджетом согласно п. 2 ст. 161 НК РФ возлагается на налогового агента, которым может быть российская организация, предприниматель или иностранная организация, зарегистрированная в налоговых органах, приобретающего данные услуги у иностранного лица. При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом НДС.

Если иностранное лицо в стоимости услуг сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет Российской Федерации, не учитывает, российская организация уплачивает налог в бюджет за счет собственных средств (Письмо Минфина России от 02.08.2006 N 03-04-08/173).

Таким образом, если иностранная организация не является плательщиком НДС на территории своего государства, не зарегистрирована в налоговых органах России, но реализация услуги связи признается на территории России, то в этом случае налоговый агент обязан произвести расчеты с бюджетом по НДС.

Ситуация 3. Услуги связи оказаны российской компанией иностранной компании, осуществляющей постоянную деятельность в России, зарегистрированной в налоговых органах, имеющей на территории России оборудование связи.

[3]

Реализация услуги связи осуществляется на территории России, так как поставщик услуги использовал оборудование (базовые станции), находящееся на территории России (пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации применять п. 5 ст. 157 НК РФ в части уменьшения налоговой базы на суммы, полученные от иностранных операторов связи при реализации услуг международной связи, не следует. В данном случае нельзя назвать такую операцию услугой международной связи. Регламент международной электросвязи в п. 2.6 определяет международный путь направления следующим образом: это технические средства и сооружения, расположенные в различных странах и используемые для передачи нагрузки электросвязи между двумя международными оконечными станциями или предприятиями электросвязи. В данной ситуации передача сигнала осуществляется на территории России и не позволяет применить п. 5 ст. 157 НК РФ.

Ситуация 4. Услуги международной связи оказаны российской компанией российским абонентам, выехавшим за рубеж, оказавшимся вне зоны действия российского оператора связи, с которым заключен договор.

Для этого случая применить норму п. 5 ст. 157 НК РФ также нельзя, так как услуга оказана абонентам, с которыми российским оператором заключены договоры.

Услуги иностранного оператора связи для российской организации являются затратами. Российская организация получает оплату за услугу от абонентов, а не от иностранных компаний.

Местом реализации услуги следует считать территорию России, услуга оказана с использованием российским оператором базовых станций, находящихся на территории России (пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ), а также с участием посредников — международных операторов связи.

Для исчисления НДС в налоговую базу следует включить всю сумму реализации услуги международного роуминга (роуминг — предоставленная оператором возможность пользования абонентом услугами сотовой связи при его перемещении из зоны действия оператора к другому оператору сотовой связи, в том числе за рубежом Российской Федерации).

Если иностранный оператор связи соблюдает требования Регламента, он выставит российскому оператору счет к оплате без НДС.

Ситуация 5. Российские компании оказывают услуги международного роуминга при въезде в нашу страну абонентов, с которыми не заключены прямые договоры.

Так как услуги международной связи фактически оказаны иностранным операторам связи, организация должна применить п. 5 ст. 157 НК РФ. При определении налоговой базы при реализации услуг международной связи не следует учитывать суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям.

Читайте так же:  Установка знаков дорожного движения на придомовой территории

Формулировка п. 5 ст. 157 НК РФ не содержит вывод о том, что услуги связи, оказанные российскими компаниями международным операторам, не облагаются НДС, освобождены от обложения НДС или облагаются по «нулевой» ставке, или же оказаны не на территории России. В связи с чем возникают трудности: как поступить с НДС, предъявленным поставщиками по товарам, работам, услугам, использованным для предоставления услуг международной связи.

В п. 2 ст. 170 НК РФ приведены возможные варианты учета НДС, предъявленного поставщиками. Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:

  1. приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
  2. приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;
  3. приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;
  4. приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей главой.

Специальные положения, касающиеся учета «входного» НДС по товарам, работам, услугам, используемым при реализации услуг международной связи, не предусмотрены. Казалось бы, поскольку предоставление услуги международной связи не является не облагаемой НДС операцией, этот вид деятельности облагается НДС по ставке 18%, поэтому вычет НДС производится в общеустановленном порядке.

Иное мнение выражено в Письме УМНС по г. Москве от 28.02.2003 N 24-11/11614, в котором дан ответ на частный запрос налогоплательщика. Согласно Письму для принятия к вычету сумм НДС, предъявленных покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций по реализации услуг международной связи иностранным покупателям, не учитываемым при определении налоговой базы в соответствии со ст. 157 НК РФ, оснований не имеется. Вывод о неправомерности вычета НДС по товарам, работам, услугам, использованным при оказании услуг международной связи, сделан на основании того, что возможность такого вычета не предусмотрена п. 2 ст. 170 НК РФ. Таким образом, в Письме отрицается возможность вычета НДС и не определяется вариант учета НДС в составе расходов, т.е. налогоплательщику предлагается учитывать НДС без возможности списания со счета 19.

Представляет интерес разъяснение Минфина России в отношении вычета НДС по товарам, работам, услугам, используемым при оказании услуг международной почтовой связи.

В соответствии с Письмом Минфина России от 06.08.2007 N 03-07-08/225 услуги международной почтовой связи, связанные с обменом почтовых отправлений между организациями Российской Федерации и организациями иностранных государств, относятся к услугам международной связи. При оказании российскими предприятиями почтовой связи услуг международной почтовой связи применяется ставка НДС в размере 18%, установленная п. 3 ст. 164 НК РФ. При этом согласно п. 5 ст. 157 НК РФ суммы, полученные указанными предприятиями от реализации таких услуг иностранным покупателям, при определении налоговой базы по данному налогу не учитываются. Исходя из положений Письма можно сделать вывод о том, что предоставление услуги международной связи (в частности, почтовой международной связи) является облагаемым видом деятельности. При этом в расчетах налоговой базы при реализации услуг международной связи не учитываются только суммы НДС, полученные от иностранных покупателей.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Постановлении ФАС Московского округа от 29.06.2007 N КА-А40/4906-07 суд также встал на сторону налогоплательщика по вопросу вычета НДС, предъявленного поставщиками по товарам, работам, услугам, используемым при оказании услуг международной связи. Суд пришел к выводу, что реализация услуг международной связи российскими операторами иностранным покупателям является объектом обложения НДС. При этом он исходил из того, что реализация услуг международной связи не поименована как операция, исключенная из объекта обложения НДС или освобождаемая от обложения НДС — соответствующие указания отсутствуют в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», в том числе в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ, а в п. 5 ст. 157 Кодекса указывается лишь на невключение стоимости определенной реализации в налоговую базу.

Источники


  1. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.

  2. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.

  3. Жмудь, Л. Я. Зарождение истории науки в античности / Л.Я. Жмудь. — М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2017. — 424 c.
Оказание услуг на территории иностранного государства ндс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here