Содержание
- 1 Коап обязательные работы
- 2 55.Административный арест, административное выдворение, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы как меры административного наказания.
- 3 Обязательные работы как новый вид административного наказания
- 4 О практике применения и исполнения административного наказания в виде обязательных работ (Безуглов В.В.)
- 5 Порядок назначения и исполнения обязательных работ за совершение административных правонарушений
- 6 59.Штраф как вид административного наказания..
Коап обязательные работы
Краткое содержание
- Виды деяния по КоАп, за которые предусмотрены обязательные работы.
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019)
УК РФ Статья 82. Отсрочка отбывания наказания
Обязательные работы как вид наказания предусмотрены и ст 3.13 КОАП РФ и статьей 49 УК РФ.Поэтому вполне возможно назначение обязательных работ как наказания по статьям 12.7 и 20.25 КОАП РФ-санкции этих статей предусматривают такой вид наказания Также и по ст.264.1 УК РФ возможно в виде наказания обязательные работы
А каким образом будет исполняться наказание по КОАП РФ и УК РФ будут определяться по договоренности между приставами и и ФСИН
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) (с изм. и доп., вступ. В силу с 12.05.2019)
КонсультантПлюс: примечание.
Норма, вводящая ст. 3.13, во взаимосвязи с другими нормами признана частично не соответствующей Конституции РФ (Постановление КС РФ от 14.02.2013 N 4-П). О правовом регулировании до внесения соответствующих изменений см. указанное Постановление.
КоАП РФ Статья 3.13. Обязательные работы
(введена Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)
1. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.
2. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до восьми часов в день в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 32.13 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 135-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
(в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 439-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
УК РФ Статья 49. Обязательные работы
Да, вполне возможно. Это предусмотрено действующим законодательством. Сначала по административному, затем по уголовному.
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019)
УК РФ Статья 82. Отсрочка отбывания наказания.
55.Административный арест, административное выдворение, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы как меры административного наказания.
Административный арест (Ст. 3.9)- это одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Право назначения административного наказания принадлежит только судье.
Исполнение постановления об административном аресте (Ст. 32.8)
1. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.
2. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.
3. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.
Назначаться это наказание может на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима проведения контртеррористической операции — до 30 суток. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно.
Административный арест связан с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, а также права на свободу передвижения, такое ограничение согласуется с содержанием ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Административный арест устанавливается лишь в исключительных случаях:
если лицо нарушает установленные в суде правила поведения (ст. 17.3);
если лицо захотело пересечь границу РФ, его попросил военнослужащий остановится, а он не выполнил это требование (ст. 18.7);
неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3);
мелкое хулиганство (ст. 20.1).
Перечень лиц, к которым не может применяться административный арест:
женщина, имеющая детей в возрасте до 14 лет
инвалиды I или II группы,
граждане, призванные на военные сборы,
граждане, имеющие специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (Ст. 3.10) заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации.
Административное выдворение может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Ст. 34 ФЗ № 115. Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации:
Административное выдворение осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, если денег нет, то за счет консульства, если консульства нет, то за счет РФ.
Выдворяют его органы внутренних дел
Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
За что могут выдворить из страны:
Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.1)
Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.4)
Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8)
Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (18.10)
Нарушение иммиграционных правил (ч. 1 ст. 18.11)
Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (см. ч. 2 и 3 ст. 23.1)
Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3), органов, уполномоченных в области миграции населения (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).
Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (ст. 32.9).
После того, как их выдворили, они не могут въезжать на территорию РФ в течении 5 лет.
Административное выдворение не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам. В данном случае имеются в виду граждане стран СНГ, которые могут служить в Вооруженных Силах РФ на контрактной основе (см. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).
Административное приостановление деятельности (Ст.3.12)- заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность;
борьба с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма.
Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях Кодекс возложил на судей федеральных районных судов общей юрисдикции и арбитражных судей.
Административное приостановление деятельности назначается должностными лицами:
руководителями территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, их заместители;
руководителями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, его заместители;
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Почему могут приостановить деятельность:
в случаях угрозы жизни или здоровью людей,
эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами,
наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы,
причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
из-за административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
в области обеспечения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и градостроительной деятельности. 5.
Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности возлагается на судебного пристава-исполнителя и должно осуществляться немедленно (ст. 32.12).
Предусматривается возможность досрочного прекращения судьей рассматриваемого наказания по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности, и при наличии заключения должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 на составление протокола об административном правонарушении, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.
Обязательные работы (Ст. 3.13)- заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.
Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.
Обязательные работы не применяются:
к беременным женщинам
женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет
инвалидам I и II групп, военнослужащим,
к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
Обязательные работы как новый вид административного наказания
Петров Александр Викторович, прокурор г. Астрахани Астраханской области, старший советник юстиции.
Минашкин Геннадий Геннадьевич, прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Рязанской области, соискатель кафедры административного и финансового права Академии права и управления ФСИН России (г. Рязань).
В статье исследуются особенности исполнения постановлений судей о назначении обязательных работ, проблемы применения этого вида наказания, предлагается усовершенствовать процедуры принудительного исполнения обязательных работ.
Ключевые слова: обязательные работы, административное наказание, производство, постановление, исполнение.
Compulsory works as a new type of administrative punishment
A.V. Petrov, G.G. Minashkin
Petrov Alexander Viktorovich, Public Prosecutor of Astrakhan, Astrakhan Region, Senior Counselor of Justice.
Minashkin Gennady Gennadyevich, Public Prosecutor, Division for Supervision over Implementation of Laws in the Sphere of Economics, Department for Supervision over Implementation of Federal Legislation, Public Prosecutor’s Office of the Ryazan Region, PhD Candidate, Department of Administrative and Financial Law, Academy of Law and Administration, Federal Drug Control Service (Ryazan City).
Видео (кликните для воспроизведения). |
The article examines the peculiarities of execution of judgments ordering compulsory works, problems of application of this types of punishment, proposes to improve the procedures of enforcement of compulsory works.
Key words: compulsory works, administrative punishment, proceedings, resolution, execution.
Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ в КоАП РФ введен новый вид административного наказания в виде обязательных работ, который может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.
Полномочия по исполнению постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ возложены на Федеральную службу судебных приставов.
Понятие «обязательные работы» для современного российского права не является новым. Это одно из наказаний, предусмотренных в УК РФ, однако для административного законодательства России это наказание новое, не имеющее аналогов в рамках этой отрасли.
Законодательные условия применения обязательных работ и ограничения их применения схожи как в уголовном, так и административном праве.
Обязательные работы, согласно КоАП, заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Такое наказание может быть назначено только судьей, устанавливается на срок от 20 до 200 час. и отбывается не более 4 час. в день.
Назначение этого наказания содержит законодательные ограничения. В КоАП предусмотрено, что обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
Введение этого вида наказания в законодательство об административных правонарушениях, конечно, не случайно.
Идея об использовании обязательных работ в качестве административного наказания неоднократно высказывалась многими отечественными учеными. В частности, Н. Васильев предлагал установить обязательные общественные работы в качестве административного наказания в случае неуплаты административного штрафа . Схожее предложение выдвигал и А. Жильцов . Административное наказание в виде обязательных работ за некоторые правонарушения в отношении несовершеннолетних предложила ввести в КоАП Т. Смагина . К числу мер административной ответственности относил обязательные работы, заключающиеся в выполнении лицом, признанным виновным в совершении административного проступка, бесплатных общественно полезных работ в свободное от основной работы или учебы время, и А. Стуканов .
См.: Васильев В.Н. Административный арест как мера административного наказания: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
См.: Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы административной ответственности» // Административное право и процесс. 2009. N 3.
См.: Смагина Т.А. Административно-правовое регулирование прав и законных интересов несовершеннолетних: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2012.
См.: Стуканов А.П. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации. СПб., 2000. С. 74.
Возбуждение исполнительного производства на основании постановления судьи о назначении административного наказания в виде обязательных работ производится в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», без установления срока на добровольное исполнение.
Одновременно с возбуждением исполнительного производства лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняется право обратиться к судебному приставу с мотивированным ходатайством об изменении вида обязательных работ и (или) объекта, определенного для их отбывания, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели.
Анализ исполнительных производств рассматриваемой категории свидетельствует о том, что случаев замены вида работ, уменьшения срока отбывания наказания, а также освобождения судами от отбывания обязательных работ не было .
Справка о результатах исполнения территориальными органами ФССП России постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.
Вместе с тем в Карачаевском районном отделе судебных приставов управления ФССП России по Брянской области при исполнении исполнительного производства в отношении Ш. была произведена замена организации, в которую должник направлялся для отбывания наказания. Это стало возможным в связи с отсутствием вакансии согласно штатному расписанию организации. Во взаимодействии с администрацией Карачаевского района Брянской области судебный пристав-исполнитель направил должника в другую организацию .
Справка о результатах исполнения Управлением ФССП России по Брянской области постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.
Предусмотренный ч. 3 ст. 32.13 КоАП 10-дневный срок, в течение которого виновное лицо привлекается к отбыванию обязательных работ, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве подготовительного этапа, в ходе которого судебный пристав-исполнитель решает организационные вопросы, связанные с исполнением наказания.
Совершение указанных действий позволит выявить объективные причины, по которым исполнение рассматриваемого наказания станет невозможным.
К примеру, мировым судьей по Серышевскому районному судебному участку N 2 Амурской области при рассмотрении протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП, составленного должностным лицом органа полиции того же района, вынесено постановление о назначении обязательных работ К., на основании которого судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство. При опросе должника установлено, что в судебном заседании по делу об административном правонарушении он не участвовал, кроме того, является инвалидом II группы, что не было предварительно выяснено и препятствовало применению к нему наказания в виде обязательных работ согласно законодательному запрету, предусмотренному ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ .
Справка о результатах исполнения Управлением ФССП России по Амурской области постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.
В назначенный день (но не позднее 10 суток с момента возбуждения исполнительного производства) лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, должно явиться в организацию, указанную в направлении, выданном судебным приставом-исполнителем.
Как правило, это муниципальные учреждения и предприятия: медицинские учреждения, образовательные организации, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, коммерческие организации. Администрации сельских поселений в большинстве случаев устанавливают, что привлеченные к административной ответственности граждане будут отбывать наказание, работая непосредственно при самих администрациях, что объясняется малым количеством организаций и предприятий, расположенных в районах. Основные виды обязательных работ — как правило, благоустройство и озеленение территорий, производство ремонтных работ, уборка и т.п.
Контроль за поведением лица, отбывающего обязательные работы, соблюдением им условий отбывания обязательных работ осуществляет судебный пристав-исполнитель.
При выявлении факта уклонения должника от отбывания обязательных работ судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.25 КоАП.
По общему правилу судебный пристав-исполнитель обязан окончить исполнительное производство после полной отработки лицом, привлеченным к административной ответственности, часов, определенных исполнительным документом.
В некоторых случаях лицо, привлеченное к указанному виду административной ответственности, имеет право обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ, к примеру, в случае признания его инвалидом I или II группы, при наступлении беременности, а также в случае тяжелой болезни, что препятствует отбыванию наказания в виде обязательных работ.
Анализ результатов деятельности территориальных органов ФССП России показал, что в 2013 г. случаев освобождения судами привлеченных к административной ответственности лиц от отбывания обязательных работ не было .
Справка о результатах исполнения территориальными органами ФССП России постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ по итогам 2013 года // Архив ФССП России.
Стоит отметить, что право на освобождение лица от дальнейшего отбывания обязательных работ не предоставляется судебному приставу-исполнителю. При решении указанного вопроса судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении обязательных работ, что служит основанием для прекращения исполнительного производства по п. 6 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве.
Представляется, что вопрос о правомерности введения в КоАП рассматриваемого наказания будет выноситься на обсуждение еще не раз, однако можно однозначно заключить, что применение обязательных работ как вида административного наказания позволяет избежать проблемы, связанной с невозможностью взыскания административных штрафов с должников, у которых нет имущества, либо с должников, ведущих аморальный образ жизни.
Предметом прокурорского надзора здесь должна быть законность привлечения лица к административной ответственности, назначения наказания и его исполнения, для чего необходимо принятие своевременных и эффективных мер. Не должны оставаться вне поля зрения прокурора деятельность судебных приставов-исполнителей по исполнению решения суда, обоснованность и своевременность окончания исполнительного производства.
О практике применения и исполнения административного наказания в виде обязательных работ (Безуглов В.В.)
Дата размещения статьи: 30.03.2016
Одним из видов административных наказаний, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), являются обязательные работы.
Данный вид административного наказания был введен Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» . Однако применение обязательных работ как административного наказания началось с 1 января 2013 года.
———————————
Российская газета. 9 июня 2012 г.
В соответствии с частью 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации принудительный труд в нашей стране запрещен. Понятие принудительного труда определено в ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации, кроме того, данная норма содержит перечень случаев, не являющихся принудительным трудом. При этом обязательные работы как вид административного наказания не подпадают ни под один из приведенных случаев .
———————————
См.: Чаннов С. Обязательные работы или принудительный труд // ЭЖ-Юрист. 2012. N 29.
В целях реализации положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ Федеральной службой судебных приставов подготовлены: разъяснение порядка исполнения судебными приставами-исполнителями постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ и макет исполнительного производства, возбужденного на основании постановления суда о назначении обязательных работ .
———————————
См.: письмо ФССП России от 25 июня 2013 г. N 12/01-17171-АП «О разъяснении положений законодательства и макете исполнительного производства» (вместе с разъяснением порядка исполнения судебными приставами-исполнителями постановлений судей о назначении административного наказания в виде обязательных работ) // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2013. N 8.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Вернуться на предыдущую страницу
Порядок назначения и исполнения обязательных работ за совершение административных правонарушений
Губарева Татьяна Ивановна, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук.
В статье исследуется введенный в 2012 г. вид административного наказания — обязательные работы, анализируется порядок его назначения и исполнения. Автор поддерживает позицию, что обязательные работы должны назначаться на добровольной основе, как альтернативный вид наказания административному штрафу или административному аресту.
Ключевые слова: обязательные работы, административное правонарушение, административное наказание, принудительный труд.
Procedure for appointment and performance of compulsory work for the commission of administrative offenses
The article research type of administrative sanction — compulsory works entered in 2012, analyzes the procedure of its assignment and execution. The author supports the position that the compulsory works should be appointed on a voluntary basis, as an alternative form of sanction is administrative fine or administrative arrest.
Key words: compulsory works, administrative offence, administrative sanction, forced labour.
Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ был введен новый вид административного наказания — обязательные работы. Следует отметить, что в Кодексе об административных правонарушениях РСФСР был предусмотрен такой вид административного взыскания, как исправительные работы, который имел неофициальное название «штрафа в рассрочку», поскольку отбывались исправительные работы по месту постоянной работы нарушителя, а из его заработка производилось удержание в доход государства денежных средств согласно постановлению об исправительных работах.
Федеральный закон от 08.06.2012 N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 24. Ст. 3082.
Обязательные работы как вид административного наказания существенным образом отличается от вышеописанного порядка отбывания исправительных работ.
Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ .
Письмо ФССП России от 15.01.2013 N 12/01-491-АП «О порядке исполнения постановлений судей об отбывании обязательных работ» // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2013. N 3.
Рассматриваемый вид административного наказания может быть назначен только судьей. Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем.
Виды обязательных работ и перечень организаций, где лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов.
Проект Типового соглашения о порядке согласования видов обязательных работ и перечня организаций, где лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, утвержден в приложении к письму ФССП России от 15.01.2013 N 12/01-491-АП, хотя данный вид административного наказания применяется с 1 января 2013 г. Такое запоздалое утверждение порядка исполнения постановлений судей об отбывании обязательных работ обусловлено слабой распространенностью данного вида наказания.
Так, обязательные работы могут быть назначены за совершение правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.26, 12.7, 20.2, 20.18, 20.25 и 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Для назначения обязательных работ установлен ряд ограничений. Так, в частности, ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ запрещает назначать обязательные работы беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов . При этом лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. В удовлетворение данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель определяет вид работ и организацию, в которой лицо должно отбывать обязательные работы, разъясняет порядок и условия их отбывания (ч. 4 ст. 32.13 КоАП РФ), а также ответственность за уклонение от отбывания данного вида наказания (ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ).
Следует обратить внимание на то, что виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.
При этом судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.
В структурных подразделениях территориальных органов ФССП России составляется график проверок указанных организаций, который в обязательном порядке утверждается старшим судебным приставом.
Контроль за поведением лица, отбывающего обязательные работы, путем посещения организации судебным приставом-исполнителем должен осуществляться не реже двух раз в месяц.
По результатам проверки судебным приставом-исполнителем составляется акт, в котором отражаются сведения о выполняемых должником работах и иные сведения, имеющие отношение к исполнению наказания.
Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову.
Примечательно, что предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ. Кроме того, обязательные работы выполняются на безвозмездной основе.
Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы.
При этом время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.
На администрацию организации, где лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.
В случае уклонения лица от отбывания обязательных работ судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ. Объективную сторону данного деяния составляет уклонение от отбывания обязательных работ, выражающееся в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, где лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы.
Введению в 2012 г. в КоАП РФ административного наказания предшествовали бурные дискуссии относительно его соответствия конституционным нормам и международным договорам. Другими словами, не подпадают ли обязательные работы под понятие принудительного труда, которым признается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). В этой связи учеными предлагается внести изменения в ст. 3.13 КоАП РФ (и в статьи Особенной части КоАП РФ), указав, что «обязательные работы» могут быть назначены в качестве альтернативы административному штрафу только с согласия лица, привлекаемого к административной ответственности. Тогда данное лицо сможет выбирать, подвергнуться ли ему этому наказанию или уплатить административный штраф. Учитывая невысокий уровень доходов большей части населения РФ, найдется достаточно желающих заняться общественно полезным трудом вместо уплаты штрафов .
Чаннов С. Обязательные работы или принудительный труд // ЭЖ-Юрист. 2012. N 29. С. 2.
И действительно, перечисленные выше статьи КоАП РФ, предусматривающие назначение обязательных работ, наряду с данным видом административного наказания, предусматривают административный штраф, причем иногда внушительных размеров, а некоторые — административный арест. Таким образом, если предоставить физическому лицу право замены назначаемого административного штрафа или административного ареста на обязательные работы, то данный вид административного наказания может стать весьма востребованным.
59.Штраф как вид административного наказания..
Административный штраф — это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Будучи наказанием имущественного характера, он достаточно эффективен, наиболее распространен и может применяться только в качестве основного административного наказания. Штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Административный штраф выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс. руб., для юридических лиц — 1 млн. руб., но не менее 100 руб.,
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ. Бюджетным кодексом РФ штрафы рассматриваются как виды неналоговых доходов бюджетов. Согласно БК РФ (ст. 46) штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено самим БК РФ и иными законодательными актами РФ. С учетом данного положения реально суммы административных штрафов в основном зачисляются в местные бюджеты, однако применяются и другие схемы.
Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
60. Предупреждение как вид административного наказания.
Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение как меру административного наказания не следует путать с предупреждением как мерой административного пресечения. Устные предупреждения, которые в качестве административно-пресекательной меры должностные лица делают гражданам или организациям, не считаются административными наказаниями. Точно так же не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания.
Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения или направления копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю.
Предупреждение — самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. В этой связи ряд авторов рассматривают предупреждение как наказание скорее морального, чем юридического характера. Думается, это не совсем верно. Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и все другие административные наказания. Применение этой меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия.
Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение — мера морально-правового воздействия.
Видео (кликните для воспроизведения). |
При малозначительности совершенного правонарушения возможно освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Несмотря на то, что подобное устное замечание делается в результате совершения правонарушения, его нельзя отождествлять с предупреждением как мерой наказания. Устное замечание не относится к наказаниям и не влечет неблагоприятных правовых последствий. Это мера морального воздействия.
Источники
Зайцев, А. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» / А.И. Зайцев, М.В. Филимонова. — М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 128 c.
Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.
Здравствуйте! Меня зовут Степан Рязанов. Я более 12 лет работаю в фирме по предоставлению юридических услуг. За это время я столкнулся с множеством разных задач в этой области. Поэтому я хочу помочь посетителям данного сайта узнать свои юридические права.
Информацию для сайта администраторы собирали со всех доступных источников. Тщательно обработанные данные были выложены в полном объеме и доступном виде для всех посетителей. Перед применением данных, прочитанных на данном сайте необходима обязательная консультация со специалистом.