Обязанности регионального оператора по обращению с отходами

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Обязанности регионального оператора по обращению с отходами" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Обязанности регионального оператора по обращению с отходами

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 декабря 2018 г. N 12-50/10263-ОГ “О региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами”

Минприроды России рассмотрело обращение (вх. от 04.12.2018 N 19446-ОГ/50) и по вопросам, изложенным в нем, сообщает.

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) юридическому лицу присваивается статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор, ТКО) и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования ТКО устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

[2]

Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее — территориальная схема).

Пунктом 10 указанной статьи Закона N 89-ФЗ установлено, что операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО, а именно собственники помещений в многоквартирных домах (далее — МКД), собственники частных домовладений (далее — ЧД), а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

Данная норма существенным образом дополняется положениями пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии, с которой собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Таким образом, обязанность заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО лежит только на собственниках помещений в МКД и собственниках ЧД, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в помещениях МКД и ЧД.

Вместе с тем статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В случае если юридическим лицом в указанных нормативах и лимитах отражены ТКО, юридическое лицо обязано заключить договор с региональным оператором.

Дополнительно отмечаем, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента
государственной политики и регулирования
в сфере охраны окружающей среды
и экологической безопасности
А.В. Колодкин

Обзор документа

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и зона его деятельности определяются на основании конкурса. Формируется территориальная схема обращения с отходами. Собственники помещений в многоквартирных домах, частных домовладений, а также юрлица и ИП, в результате деятельности которых образуются ТКО, заключают договор с региональным оператором, в чьей зоне деятельности образуются отходы и находятся места их сбора.

Однако применительно к ИП и юрлицам устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Если в этих нормативах и лимитах отражены ТКО, то организация обязана заключить договор с региональным оператором.

В Мурманской области «Управление отходами» приступит к обязанностям регионального оператора по обращению с ТКО в полном объеме в III квартале 2018 года

30 марта 2018 года опубликована информация о прошедшем совещании, организованном по инициативе правительства Мурманской области и регионального оператора по обращению с ТКО — Мурманского филиала АО «Управление отходами», в рамках которого было отмечено, в соответствии с графиком приступить к своим обязанностям в полном объеме компания должна в III квартале 2018 года.

В совещании приняли участие представители муниципалитетов, всех управляющих компаний и компаний перевозчиков ТКО южной технологической зоны региона. Ранее, 13 марта 2018 года, совещание было проведено для северной технологической зоны. Участники совещания обсудили вопросы совершенствования территориальной схемы обращения с ТКО и порядок заключения договоров и обслуживания контейнерных площадок.

В Мурманской области региональным оператором по обращению с ТКО по итогам открытого конкурса, проведенного в декабре 2017 года, стало АО «Управление отходами». В соответствии с графиком приступить к своим обязанностям в полном объеме компания должна в III квартале 2018 года.

В соответствии с действующим законодательством обязанность по содержанию контейнерной площадки, расположенной на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Контейнерные площадки, не входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, должны содержать собственники земельного участка. Эта норма закреплена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641».

Читайте так же:  Возврат денег за неисправный пылесос: как вернуть деньги за произведение с неполадками

Напомним, что 10 января 2018 года по результатам конкурса​ между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области и АО «Управление отходами» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мурманской области. Зоной деятельности регионального оператора является вся территория Мурманской области.

Статус регионального оператора присвоен АО «Управление отходами» сроком на 10 лет, заключенное соглашение действует по 9 января 2028 года включительно. Размер приведенной стоимости услуги регионального оператора составляет 11 203 051,01 тыс. руб.

АО «Управление отходами» реализует концессионный проект по созданию системы коммунальной инфраструктуры — системы переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Мурманской области с 2013 года.

АО «Управление отходами» и Правительство Мурманской области заключили концессионно е соглашение на 40 лет 13 июня 2013 года. Соглашение предполагает строительство и эксплуатацию 1 полигона ТКО мощностью 250 тыс. тонн/год, 1 мусоросортировочного комплекса (МСК) мощностью 180 тыс. тонн/год, 4 мусороперегрузочных станций (МПС) суммарной мощностью 70 тыс. Объем инвестиций в создание объекта концессионного соглашения по двум этапам составит 1, 25 млн руб. После ввода в эксплуатацию объектов МСК регион получит в собственность современный комплекс инфраструктурных объектов по обращению с отходами. В октябре 2017 года концессионер завершил установку и монтаж оборудования сортировочной линии в главном цехе экотехнопарка, в августе 2017 года АО «Управление отходами» были завершены подготовительные работы по подключению экотехнопарка к электрическим сетям МРСК Северо-запада. Линия электропередач длиной 8 км соединила строительную площадку с подстанцией в поселке Междуречье.

Вопросы-ответы о деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

Кто такой региональный оператор?

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов (ТКО), которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора*

ТКО (твердые коммунальные отходы) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.*

* ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

На основании чего региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет свою деятельность?
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором:*

— в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами;
территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной Постановлением Правительства Брянской области;**

— в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации;***

Юридическому лицу — ОАО «Чистая планета» присвоен статус регионального оператора и определена зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводился Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области в апреле-мае 2018 года.

Статус регионального оператора присвоен на 10 лет.

* ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
** Постановлением Правительства Брянской области от 13.03.2018 № 100-п территориальная схема обращения с отходами на территории Брянской области

***Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156

Региональный оператор ОАО «Чистая планета» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, обработке, утилизации, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности от 25.01.2017 № (32)- 2850- СТОУРБ, выданную Росприроднадзора по Брянской области.

На какой территории работает региональный оператор по обращению с ТКО ОАО Чистая планета (план-карта)
http://www.kpl32.ru/?page=212

Виды работ по обращению с отходами, которые относятся к компетенции регионального оператора ТКО.

Региональным оператором обеспечиваются сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.*
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации**
Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз.**
Нормативные ссылки:

* ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
** п.2ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156

Виды отходов, с которыми работает региональный оператор ТКО.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Твердые коммунальные отходы (ТКО) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.*

Региональный оператор вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов, отличных от твердых коммунальных.**
Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора.**
Нормативные ссылки:

* ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
** п .1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

*** приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008.

Кто должен заключать договор с региональным оператором по обращению с ТКО?

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны заключить собственники твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.*
Собственники ТКО – это

  • собственники помещений в многоквартирных домах,
  • собственники частных домовладений,
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО.**
Читайте так же:  Право пожизненного проживания при отказе от приватизации

* ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
** ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 (ст.30, ст. 161, ст.164 и др.).

На основании чего устанавливается стоимость услуг регионального оператора ТКО?

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежит регулированию.

Предельные тарифы на осуществление деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами для регионального оператора устанавливаются органом исполнительной власти Брянской области уполномоченным в области регулирования тарифов – Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области.

Согласно Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1156, потребитель обязан заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО с момента установления единого тарифа.

* ст.24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Как будет начисляться оплата за ТКО ?

Оплата за ТКО начисляется в зависимости от численности человек, проживающих (прописанных) в квартире (индивидуальном жилом доме).

*Федеральный закон от 29.12.2014 года № 458-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004

На каком основании плата региональному оператору ТКО вынесена в отдельную строку и взымается как за коммунальные услуги?
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.*
Нормативные ссылки:
*Пункты 4,5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004

Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором ТКО?

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Нормативные ссылки:*Пункт 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004

Что обязаны делать собственники ТКО после выбора регионального оператора ТКО?
Собственник ТКО обязан:
·заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО,*
·оплачивать услуги регионального оператора по цене, установленной по единому тарифу на услугу регионального оператора.**
Нормативные ссылки:
* ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс РФ (ст.30, ст. 161, ст.164 и др.).
** п.2 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

На сайте Регионального оператора ОАО «Чистая планета» : https://www.chplanet.ru/ будут размещены формы заявок по категориям потребителям –для заключения договора.
Если у физических лиц, либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором ТКО?

Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором ТКО.*
Нормативные ссылки:

* п. 6 ст. 23 Федерального закона от 2.12.2014 № 458-ФЗ

Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан, гаражные кооперативы?

Под обязанность заключить договор с региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Мусор – вещь вездесущая. Он образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно. Соответственно между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Кто должен содержать контейнерные площадки и проводить на них уборку?
Содержать
·контейнерные площадки;

  • специальные площадки для крупногабаритных отходов;
  • территории, прилегающей к месту погрузки мусора, которые находятся на придомовой территории, входящей в состав общего имущества, должны собственники помещений в многоквартирных домах (МКД)*.

Если перечисленные объекты не входят в состав общего имущества в МКД, то их содержат собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз.
Нормативная ссылка:

* п. 13 Правил обращения с ТКО, которые утвердило Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156

Вопросы по работе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО)

  1. Чем новая система регулирования обращения с ТКО отличается от старой?

В соответствии с 486 ФЗ от 28 декабря 2016 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с ТКО, которая теперь должна осуществляться только региональными операторами.

С тем чтобы удовлетворять новым требованиям, все российские регионы должны осуществить разработку территориальной схемы (ТС) обращения с ТКО, региональной программы и произвести выбор оператора, отвечающего за все виды работ, проводимых с отходами в конкретной местности.

Единый региональный оператор по обращению с отходами (РО) представляет собой компанию, которая осуществляет координацию всех этапов процесса обращения с мусором (от его сбора до уничтожения несанкционированных свалок) в границах определенного региона, устанавливаемых ТС. Статус оператора организация получает после прохождения конкурса не менее, чем на 10 лет.

Новая система направлена на формирование современной, экологически безопасной отрасли обращения с ТКО, в том числе на создание новых объектов обращения с ТКО, соответствующих требованиям законодательства. Создание этих новых объектов и формирование цивилизованной системы по сбору, транспортировке и переработке мусора будет способствовать закрытию и рекультивации свалок, не соответствующих требованиям законодательства.

Обязанности регионального оператора (РО).

В задачи РО входит организация системы сбора и транспортировки мусора от контейнера до переработки и полигона. В состав единого тарифа РО входят тарифы на сбор, транспортировку, сортировку мусора, на его обезвреживание и захоронение на полигоне. РО по обращению с ТКО должен выполняться ряд обязанностей, в перечень основных входят:

— Реализация обращения с ТКО согласно положениям государственной программы и ТС.

— Заключение договоров с жильцами, управляющими компаниями, ТСЖ на выполнение услуг по работе с ТКО.

— Подписание договоров с компаниями, осуществляющими сбор и транспортировку ТКО, сообразно Правилам проведения торгов.

— Подписание договоров с компаниями, осуществляющими обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.

— Принятие претензий и т.п. от пользователей услуг, предоставляемых операторами, и вынесение соответствующих решений в рамках собственной компетенции.

Читайте так же:  Смена разрешенного использования земельного участка процедура

— Осуществление планирования, регулирования и контроля в области обращения с ТКО и вторичным сырьем на территории конкретного региона.

— Обеспечение раздельного сбора.

Видео (кликните для воспроизведения).

— Принятие участия в создании в регионе обрабатывающих, утилизирующих, обезвреживающих отходы предприятий, а также комплексов, отвечающих за размещение ТКО.

— Занесение сведений в электронную форму ТС.

— Осуществление предупреждения и ликвидации природных и техногенных ЧС, образовавшихся в процессе работы оператора с ТКО на подконтрольной местности.

— Ликвидация несанкционированных свалок ТКО, появившихся в течение периода функционирования регионального оператора.

3. Сроки начала осуществления деятельности РО.

ООО «Агропромкомплект» выбран региональным оператором на территории Рыбинской территориальной зоны, которая включает в себя Рыбинский район, Ирбейский район, Партизанский район, Уярский район, Саянский район, г. Бородино. К своей работе РО приступит с 01 января 2019 г., до этого времени компанией будет выполнен комплекс подготовительных мероприятий:

— Перезаключение договоров с УК/ТСЖ/Юр.лицами до 31.12.2018 г. с целью урегулирования работ.

— Проведение замеров по приведению в соответствие норматива накопления.

— Подача пакета документов для установления Единого тарифа.

4. Что входит в услугу «Обращение с ТКО»?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. №1156 данная услуга включает в себя: сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение, сортировку ТКО.

Вопросы по тарифам.

5. Как формируется тариф на услугу по сбору и вывозу ТКО?

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для жителей и юридических лиц формируется как коммунальная услуга. Размер платы за услугу по обращению с ТКО рассчитывается на основе установленных тарифов и нормативов накопления отходов.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, п.148-34.4

6. Чем обусловлен рост тарифа? Из чего он складывается?

В коммунальной услуге по сбору и вывозу мусора появляется налог на добавленную стоимость (НДС) и налог за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Плата за НВОС – это гарантия того, что вывезенный мусор будет переработан. Из этих денежных средств формируется фонд, на средства которого будут закрыты свалки и произведен рециклинг (переработка) отходов.

7. Какой тариф будет установлен на вывоз ТКО от индивидуальных жилых домов (частного сектора) и МКД?

Тариф на вывоз ТКО разрабатывает и утверждает Министерство тарифной политики Красноярского края. При этом важно отметить, что услуга по сбору, вывозу и утилизации отходов на федеральном уровне определена как коммунальная, поэтому платеж рассчитывается с человека, формируется для жителей как коммунальная услуга. Размер платы за услугу по обращению с ТКО рассчитывается на основе установленных тарифов и нормативов накопления отходов. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Тариф един для всех, рассчитан на 1 м.куб. В данный момент разработкой тарифа занимается Министерство Тарифной политики края, утвержден он будет ориентировочно в декабре.

8. Что будет в случае неуплаты счета по квитанции, будет ли начисляться пени?

В соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 г. №175-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами является коммунальной услугой. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 г. №188-ФЗ регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг. Статьей 155 о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена оплата пени.

9. Будут ли предоставляться льготы на оплату услуг по ТКО? Каким категориям?

Назначение и выплата гражданам компенсации расходов производится Управлением социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания гражданина.

Услуга по сбору, вывозу и утилизации ТКО с 1 января относится к коммунальным услугам. И на нее распространяются все льготы, которые предоставляются по остальным коммунальным услугам.

Кроме того, плата за услугу по обращению с ТКО будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (малоимущим).

Для начисления компенсации нужно обратиться в Управление социальной защиты населения по месту жительства. Компенсация предоставляется только при условии отсутствия задолженности по услугам ЖКХ,

10. При заключении договора на оказание услуг имеет ли место быть разница тарифов для физических лиц и юридических лиц?

11. Как будет осуществляться заключение договоров с РО собственниками индивидуальных домов на вывоз ТКО и как будет осуществляться оплата по заключенным договорам (в офисах регионального оператора, через платежные системы)?

В настоящее время ООО «Агропромкомплект» прорабатывает этот вопрос с ПАО «Красноярскэнергосбыт». Планируется, что они будут уведомлять жителей и осуществлять услугу биллинга (сбор и начисление платежей с включением в свою квитанцию отдельной строкой), по аналогии с платежами в Фонд капитального ремонта.

Вопросы по вывозу мусора, содержанию площадок и т.д.

12. Будет ли осуществляться бесконтейнерный способ сбора ТКО от домов частного сектора.

Региональный оператор согласовывает с ОМС и жителями схему расстановки контейнерных площадок. Там, где местные жители хотели бы применять бесконтейнерный способ вывоза ТКО – согласовываются графики вывоза. Для этого необходимо получить фирменные мешки у РО, которые выдаются согласно нормам накопления и затем забираются заполненные согласно графику и договору.

13. Какой объем ТКО считается несанкционированной свалкой?

В случае обнаружения РО мест складирования ТКО, объем которых превышает 1 м.куб. на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее – место несанкционированного размещения ТКО), РО обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, ОМС и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО.

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.

в) если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления от РО не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с РО на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, РО в течение 30 дней после получения собственником уведомления ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО, с выставлением счета собственнику земельного участка.

Читайте так же:  Как зарегистрировать хозблок и учесть налоги: подробное руководство

14. Будет ли создан у РО отдел по работе с населением?

15. Порядок вывоза с территории контейнерных площадок крупногабаритных отходов (КГО).

КГО размещаются на специальных площадках либо в бункерах, расположенных на контейнерных площадках, откуда будет осуществляться из вывоз РО. В Правилах благоустройства отдельно прописано, что контейнерные площадки должны быть оборудованы огороженным отсеком для складирования крупногабаритных отходов. Оборудовать эти отсеки должны УК или ТСЖ в МКД. В частном секторе – органы местного самоуправления.

К КГО относятся ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Предметы мебели должны быть в разобранном состоянии и не должны иметь торчащие гвозди или болты.

К КГО не относится строительный мусор, кроме строительных отходов от текущего ремонта жилых помещений. Строительные отходы, образующиеся в результате строительства и капитального ремонта, разрушения зданий и сооружений, вывозятся на Полигон ТКО по заявке на основании договора по цене, определенной сторонами такого договора.

16. Порядок зачистки контейнерной площадки и прилегающей территории.

Зачистку контейнерной площадки и прилегающей территории после вывоза ТКО осуществляет управляющая компания, либо собственник участка за свой счет (по отдельному договору с РО).

17. Порядок использования контейнерной площадки третьими лицами, в том числе представителями малого бизнеса .

Третьи лица, пользуются площадками при наличии договора с РО. Договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения в МКД. Собственник обращается к РО по обращению с ТКО и оформляет отдельный договор. УК, ТСЖ или кооператив, управляющие домом, могут запрашивать у собственника нежилого помещения данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО за месяц. Собственнику придется предоставить такую информацию в УК в течение 3 рабочих дней.

18. Будет ли РО производиться замена пришедших в негодность контейнеров.

Будет в том случае, если Министерство тарифной политики включит в тариф приобретение новых контейнеров, если нет, то бремя ложится на собственника. Обеспечение площадок контейнерами лежит на муниципальном образовании, либо на собственнике, образующем отходы.

19. Будет ли введена система раздельного сбора мусора?

Да. По мере готовности площадок сбора ТКО с установлением специальных контейнеров для вторичного сырья (текстиль, бумага, стекло, картон, пластик, другие виды сырья).

20. Какая техника будет использована для транспортировки мусора?

Современные и высокотехнологичные мусоровозы на базе шасси МАЗ, КАМАЗ с установкой отечественного и импортного оборудования.

20 основных вопросов и ответов о реформе по обращению с ТКО

В 2017 году президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента РФ в сфере регулирования обращения с отходами. Основной пункт документа, появившегося в завершении Года экологии, – создание отрасли замкнутого цикла по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определён приказом Росприроднадзора РФ «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов». Региональный оператор вправе заключать с собственниками договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов, отличными от твёрдых коммунальных отходов.

Региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее – Региональный оператор) – это компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные».

[3]

Теперь работать с ТКО смогут только региональные операторы. Это компании, которые в каждом регионе отобрали через конкурс сроком на 10 лет. Их обязанность — отвечать за весь цикл обращения с отходами как физических, так и юридических лиц на всей территории, на которой они выиграли конкурсы. То есть, не просто собрать и вывезти мусор, но ещё обработать (отсортировать отходы), обезвредить, утилизировать и захоронить.

4. На основании чего региональный оператор осуществляет свою деятельность?

Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании соглашений об организации обращения с ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Необходимо отметить, что региональный оператор в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре предоставляет банковскую гарантию своей деятельности. В случае невозможности качественно оказать услугу, он рискует потерять десятки миллионов рублей.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить все без исключения собственники ТКО. Незаключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.

С региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор). Решение о заключении прямого договора принимают собственники помещений в МКД на общем собрании собственников или же сам региональный оператор, если у управляющей организации накопились перед ним долги по оплате за оказанную услугу за два месяца (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

6. Кто и как определяет цену предоставляемой региональным оператором услуги?

В соответствии с постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.04.2012 № 137-п «О Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» вопросы регулирования тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами отнесены к полномочиям Региональной службы по тарифам ХМАО – Югры.

[1]

РСТ – Югры обеспечивается установление тарифов на обработку, обезвреживание, захоронение ТКО в соответствии с требованиями, установленными Основами ценообразования в области обращения с ТКО и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

Единый тариф регионального оператора включает в себя все услуги, связанные с обращением с ТКО, – сбор, вывоз, обработку, обезвреживание, захоронение ТКО. Таким образом, в структуру единого тарифа входят расходы по сбору, транспортированию, обработке (сортировке), захоронению отходов, а также плата за негативное воздействие на окружающую среду, расходы регио­нального оператора на заключение и обслуживание договоров с собственниками твёрдых коммунальных отходов и операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, налог на добавленную стоимость.

Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учётом территориальной схемы обращения с отходами. При этом НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) и НДС (налог на добавленную стоимость) – это новые для мусорной отрасли платежи, которые перечисляются в бюджет РФ через регионального оператора. Таким образом, они не идут непосредственно на организацию сбора и вывоза ТКО. Если раньше население плату за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) не вносило, то теперь такие требования – платить за каждую тонну коммунальных отходов не зависимо от того, кто их образовал, – появились в федеральном законодательстве.

Читайте так же:  Госпошлина за взыскание алиментов на ребенка: размер, порядок уплаты, особенности

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения будут учитываться:

– среднегодовая норма накопления ТКО;

– утверждённый единый тариф на услугу регионального оператора;

– количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире / индивидуальном жилом доме.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за обращение с твёрдыми коммунальными отходами включается в плату за коммунальные услуги. При этом в соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2016 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключённого соглашения между органом исполнительной власти ХМАО – Югры и региональным оператором по обращению с ТКО и утверждённого единого тарифа на услугу по обращению с ТКО .

Таким образом, после установления единого тарифа на обращение с ТКО будет сформирован отдельный платёжный документ, в котором появится плата за услугу по обращению с ТКО.

С даты установления тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО взимание платы за сбор и вывоз ТКО в составе платы за содержание общего имущества на территориях Сургутского района недопустимо. Размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в многоквартирном доме, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.

Так как Жилищным кодексом Российской Федерации услуга по обращению с ТКО теперь отнесена к перечню коммунальных услуг, граждане имеют право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Компенсации от 50 до 100% положены ветеранам труда, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, «чернобыльцам», многодетным семьям, детям-сиротам и другим категориям граждан.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и частных жилых домах, утверждённым постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ответственность регионального оператора возникает с момента приёма ТКО путём их погрузки в мусоровоз в местах накопления ТКО.

Незаключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии со статьёй 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечёт за собой наложение административного штрафа.

Кроме того, по ст. 18 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» сжигание отходов без специальных установок запрещается. За сжигание мусора также предусмотрена ответственность по статье 8.21 КоАП Российской Федерации.

Договоры, ранее заключённые собственниками ТКО на сбор и транспортирование отходов, действуют до момента начала деятельности регионального оператора (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ).

Соответственно, между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.

Собственниками контейнерных площадок могут быть многоквартирные дома, на придомовой территории которых они расположены, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за её содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то её ремонтирует и содержит местная администрация.

Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз (п. 13 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твёрдыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твёрдых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твёрдых коммунальных отходов.

В соответствии с соглашением, в обязанности регионального оператора вменено уведомление органа местного самоуправления муниципального образования Сургутский район и органа, осуществляющего государственный экологический надзор об обнаружении мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, осуществление действий по установлению лиц, ответственных за несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов, обеспечение сбора и транспортирования таких отходов в порядке, определённом Правилами обращения с ТКО, утверждёнными постановлением № 1156. Региональному оператору сообщают о несанкционированной свалке. Специалисты регионального оператора с выездом на место составляют акт, делая в доказательство фото– и видеофиксацию. Определяют координаты свалки и отправляют уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если собственник такого земельного участка не ликвидирует её самостоятельно в течение тридцати дней, её убирает региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесённые расходы.

Источники


  1. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.

  2. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.

  3. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.
Обязанности регионального оператора по обращению с отходами
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here