Федеральный стандарт концептуальные основы бухгалтерского учета

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Федеральный стандарт концептуальные основы бухгалтерского учета" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Содержание

Концептуальные основы бухучета и отчетности госсектора

КОГДА ПРИМЕНЯТЬ

СКАЧАТЬ СТАНДАРТ

ВОПРОСЫ ВАШИХ КОЛЛЕГ

что меняется

КАК ПРИМЕНЯТЬ

Изменение 1. Общие правила учета и единые требования к ведению учета и составлению отчетности.

Федеральный cтандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н (далее — Стандарт «Концептуальные основы бухучета и отчетности») является основополагающим документом бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора. Он устанавливает общие правила и способы ведения учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности для всех организаций госсектора (п. 1 — 2 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности») и применяется одновременно со всеми другими утвержденными стандартами и инструкциями, регулирующими ведение бухгалтерского, бюджетного учета и составления отчетности (ст. 21 Закона от 30.06.2004 № 402-ФЗ).

Изменение 2. Методы и принципы, в том числе принцип равномерности признания доходов и расходов и допущение временной определенности.

В правилах учета введены следующие принципы:
– метод начисления;
– принцип равномерности признания доходов и расходов и допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни;
– метод двойной записи на счетах бухгалтерского учета.

Также обратите внимание на допущения имущественной обособленности, непрерывности деятельности и временной определенности фактов хозяйственной жизни (смотрите Изменение 8).
Принцип равномерности предполагает что, если доходы в отчете о финансовых результатах деятельности признавались в течение нескольких отчетных периодов, то расходы, соответствующие этим доходам, должны быть распределены между теми же отчетными периодами (п. 50 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности»).
Принцип допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни означает, что объекты учета нужно признать в том отчетном периоде, в котором происходили факты хозяйственной жизни, которые привели к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов учета.
При этом факты хозяйственной жизни должны признаваться независимо от поступления или выбытия денежных средств при расчетах, связанных с проведением указанных операций (п. 16 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности»).

Изменение 3. Критерии признания объекта в бухгалтерском учете и его отражения в отчетности.

Чтобы признать объект в учете, должны одновременно соблюдаться три условия:
– он соответствует определению объекта учета;
– учреждение уверено в будущем повышении или снижении полезного потенциала либо увеличении или уменьшении будущих экономических выгод;
– стоимость объекта можно оценить.
Об этом сказано в пункте 47 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности».
Если хотя бы одно из таких условий не выполняется или прекратилось его соблюдение, объект не признается в бухгалтерском учете либо прекращается его признание, и в связи с этим объект выбывает с балансового учета.

Изменение 4. Контроль над активом.

Для признания актива объектом учета необходимо выполнение условия контроля над активом:
– имущество принадлежит учреждению и (или) находится в его пользовании;
– учреждение контролирует имущество;
– от имущества ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Контроль над активом означает, что субъект учета обладает правом использовать актив, в том числе временно, чтобы извлечь полезный потенциал или получить будущие экономические выгоды при достижении целей своей деятельности, а также может исключить или регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Стандарт вводит два новых понятия: полезный потенциал и экономические выгоды. Подробнее>>>

Ведение учета, формирование и раскрытие показателей отчетности осуществляется исходя из того, что субъект учета контролирует активы в форме имущества, закрепленного за ним собственником или учредителем (п. 36 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности»).

Изменение 5. Чистые активы.

Для формирования и публичного раскрытия показателей отчетности Стандартом введено новое понятие «чистые активы».
Величина чистых активов является расчетной. Ее определяют как разницу между активами и обязательствами на определенную дату. Имущество, которым субъекты учета не отвечают по своим обязательствам, в расчет чистых активов не включается.
Размер чистых активов показывает стоимость имущества учреждения, уменьшенную на сумму ее обязательств, т.е. чистые активы – это нетто-активы учреждения, не обремененные обязательствами.

Чистые активы могут быть как положительными – превышение активов над обязательствами, так и отрицательными – превышение обязательств над активами. Отрицательная величина чистых активов означает, что долги учреждения превышают стоимость имущества, которым учреждение отвечает по этим обязательствам. Об этом сказано в пункте 40 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

[2]

Изменение 6. Порядок и методы оценки объектов бухгалтерского учета: справедливая стоимость

Стандарт устанавливает, что оценка отдельных объектов бухгалтерского учета в установленных случаях осуществляется по справедливой стоимости.
По Стандарту «справедливая стоимость» – цена, по которой право собственности на актив может перейти между независимыми сторонами сделки, которые знают о предмете сделки и желают ее совершить.
Стандартом установлены два основных метода определения справедливой стоимости различных активов и обязательств:
– рыночных цен;
– амортизированной стоимости замещения.
Такие методы указаны в пункте 54 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

Читайте так же:  Оказание услуг перевозке грузов автомобильным транспортом

Изменение 7. Качественные характеристики отчетности.

В Стандарте уточнены понятия «индивидуальная» и «консолидированная» отчетность (п. 6-7 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности»).
Также Стандарт выделяет два вида отчетности в зависимости от степени раскрытия в ней информации: отчетность общего и специального назначения (п. 8 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности»). Пользователи отчетности общего назначения и специального различные:
– бухгалтерская отчетность общего назначения предназначена для пользователей, которые не обладают правом требовать предоставления информации о деятельности субъектов отчетности с учетом своих потребностей (п. 9 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности»);
– бухгалтерская отчетность специального назначения предназначена для пользователей, у которых есть право требовать представления информации с учетом своих потребностей (п. 10 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности»).

Стандартом установлены характеристики, которым должна отвечать информация, содержащаяся в отчетности, включая пояснения к ней: уместность (релевантность), существенность, достоверное представление, сопоставимость, возможность верификации, своевременность, понятность (п. 65 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности»).
Если пользователю отчетности потребуется дополнительная информация, помимо установленной Стандартом «Концептуальные основы бухучета и отчетности» и другими нормативными актами, чтобы понять влияние конкретных операций (событий) на финансовое положение учреждения, то она раскрывается в отчетности (п. 73 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности»).

Затраты на предоставление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности не должны превышать ее полезность и преимущества от ее использования. К таким затратам относятся затраты на сбор информации, ее регистрацию, подтверждение, раскрытие допущений и методологии формирования информации и предоставление пользователям (п. 74 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности»).

Изменение 8. Принципы (допущения) подготовки отчетности.

Бухгалтерская отчетность формируется на основании следующих принципов (допущений), закрепленных в Стандарте:
– имущественной обособленности;
– непрерывности деятельности;
– временной определенности фактов хозяйственной жизни.

В случае когда принципы (допущения) не соблюдаются, об этом должно быть указано в пояснениях к отчетности (п. 75 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности»).

Вопросы Ваших коллег

В учреждении на балансе числится автомобиль. Автомобиль не используется, так как после ДТП не подлежит восстановлению. На каком счете отразить автомобиль?

До момента ДТП автомобиль использовался учреждением и должен был быть признан основным средством при соблюдении критериев признания. Прекращение признания объекта основных средств отражается в бухгалтерском учете в случае его выбытия, одним из случаев которого является принятие решения о списании государственного (муниципального имущества) (п. 45 Стандарта «Основные средства»). До момента принятия решения о списании автомобиль должен учитываться в составе основных средств. По результатам инвентаризации необходимо начислить убыток от обесценения актива в соответствии с положениями Стандарта «Обесценение активов». Подробнее>>>

По результатам инвентаризации комиссия учреждения выявила дебиторскую задолженность, нереальную к взысканию. Отвечает ли такая дебиторская задолженность понятию актива?

Если по дебиторской задолженности есть решение комиссии о признании ее согласно требованиям законодательства нереальной к взысканию, то это означает, что от него не ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод, таким образом критерии признания актива не выполняются (п. 36 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности»). Спишите указанную задолженность с балансового учета и примите к учету на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Подробнее>>>

Стандарты бухгалтерского учета для госсектора (Шихов А.Ю.)

Дата размещения статьи: 03.09.2017

В январе Минфин России на своем сайте www.minfin.ru, в разделе «Документы», начал публикацию своих приказов об утверждении стандартов учета и отчетности для организаций государственного сектора. Появление таких стандартов открывает новую страницу в истории бухгалтерского учета в государственных и муниципальных учреждениях современной России.

«Первые ласточки»

Минфин России в последний день уходящего года утвердил федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в частности это Приказы от 31.12.2016, которыми были утверждены федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:
— N 256н «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее — Стандарт 256н);
— N 257н «Основные средства» (далее — Стандарт N 257н);
— N 258н «Аренда» (далее — Стандарт N 258н);
— N 259н «Обесценение активов» (далее — Стандарт N 259н);
— N 260н «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее — Стандарт N 260н).
Все вышеуказанные Приказы в настоящее время находятся на государственной регистрации в Минюсте России.
Утвержденные Стандарты вступают в силу с 1 января 2018 года и распространяются, в частности, на государственные (муниципальные) учреждения.

[1]

Организации сектора

Примечание. Предполагается, что из действующих Инструкций по бухгалтерскому учету и отчетности будут исключены те положения, которые найдут отражение в федеральных стандартах.

Другими словами, бухгалтерам ГМУ пока остается лишь следить за нормотворчеством Минфина России и ждать.

Термины и определения

Соглашение об аренде — договор (соглашение), в соответствии с которым субъектом учета осуществляются арендные отношения в течение срока, согласованного передающей имущество стороной (правообладателем, арендодателем) и принимающей стороной (пользователем, арендатором).
В соответствии с пунктом 4 Стандарта N 258н он не применяется при отражении в бухгалтерском учете объектов бухгалтерского учета, возникающих в рамках:
а) договоров (соглашений) аренды, заключенных в целях разведки или использования полезных ископаемых, нефти, природного газа и аналогичных невозобновляемых ресурсов;
б) лицензионных соглашений, предметом которых являются объекты нематериальных активов;
в) соглашений об аренде биологических активов.
Также данный нормативный документ не относится к аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве оперативного управления за субъектами учета с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций) (п. 7 Стандарта N 258н).

Читайте так же:  Как вернуть комиссию банка при возврате ошибочного платежа: полезные советы

Особенности национального контроля

Приказ Минфина России

от 31.12.2016 № 256н

Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»

Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» Отправить по электронной почте

Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» Поделиться в социальных сетях

«Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

Приказ Минфина России от 01.01.2001 N 256н
«Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2017 N 46517)

Дата сохранения: 07.06.2017

Зарегистрировано в Минюсте России 27 апреля 2017 г. N 46517

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 01.01.01 г. N 256н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО

СЕКТОРА «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

И ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА»

В соответствии со статьями 165 и 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 19, ст. 2331; N 52, ст. 6983; 2014, N 43, ст. 5795; 2016, N 27, ст. 4278), статьями 21 и 23 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2013, N 30, ст. 4084; N 44, ст. 5631), подпунктом 5.2.21(1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2012, N 44, ст. 6027), в целях регулирования бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и составления бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений приказываю:

1. Утвердить федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее — Стандарт).

2. Установить, что настоящий Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2018 года.

3. Департаменту бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации () обеспечить методологическое сопровождение применения настоящего Стандарта.

Утверждено

приказом Министерства финансов

от 01.01.01 г. N 256н

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО

СЕКТОРА «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

И ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА»

I. Общие положения

1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» устанавливает единые требования к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее — бухгалтерский учет), формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений, бюджетной отчетности (далее — бухгалтерская (финансовая) отчетность).

2. Настоящий Стандарт определяет основные правила (способы) ведения бухгалтерского учета субъектами бухгалтерского учета, объекты бухгалтерского учета, общие правила признания (прекращения признания) их в бухгалтерском учете, оценку (денежное измерение), а также методы оценки (денежного измерения) объектов бухгалтерского учета, общие требования к порядку формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и ее качественные характеристики, основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

3. В целях настоящего Стандарта под субъектами бухгалтерского учета (далее — субъекты учета) понимаются:

государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, иные организации государственного сектора, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации, осуществляющие согласно бюджетному законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета (далее — учреждения);

органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — финансовые органы);

органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений (далее — органы, осуществляющие кассовое обслуживание).

4. В целях настоящего Стандарта под субъектами бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — субъекты отчетности) понимаются:

учреждения, финансовые органы, органы, осуществляющие кассовое обслуживание, составляющие на основе данных бухгалтерского учета индивидуальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

5. Бухгалтерская (финансовая) отчетность по степени обобщения в ней информации и порядка ее формирования подразделяется на индивидуальную, консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

6. Индивидуальная бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется с представлением за отчетный период данных о:

— нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, государственного (муниципального) учреждения на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных (автономных) учреждений;

Читайте так же:  Уголовная ответственность за подделку подписи в документах

— финансовом результате деятельности, результатах исполнения бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетной сметы), плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) бюджетного (автономного) учреждения;

— движении денежных средств;

Видео (кликните для воспроизведения).

— иной информации, необходимой пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Индивидуальная бухгалтерская (финансовая) отчетность предназначена для представления ее в соответствии с законодательством Российской Федерации в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, финансовые органы, государственные (муниципальные) органы для целей управления учреждением и иных аналогичных целей.

Индивидуальная бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит публикации в части раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и пояснений к ним, публикация которых является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется посредством обобщения и представления информации о финансовом положении и финансовом результате деятельности группы субъектов отчетности, определенной исходя из подведомственности (подконтрольности) субъектов отчетности, принадлежности субъектов отчетности к одному публично-правовому образованию, к группе публично-правовых образований.

Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрывать информацию таким образом, как если бы она была подготовлена одним субъектом отчетности. Показатели консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности формируются путем суммирования одноименных показателей и исключения подлежащих консолидации взаимосвязанных показателей (при наличии таковых) бухгалтерской (финансовой) отчетности группы субъектов отчетности.

Концептуальные основы международных стандартов финансовой отчетности

Книга раскрывает содержание методологических основ МСФО. Знакомство с книгой позволяет понять идеи, формирующие методику учета по международным стандартам. Ее основная ценность заключается в том, что она, раскрывая вопросы теории МСФО, одновременно является инструментом работы с конкретными стандартами на практике.

[3]

В книге подробно рассматриваются:

  • содержание основных учетных категорий в трактовке МСФО (активы, обязательства, капитал, доходы и расходы и прочее);
  • принципы бухгалтерского учета;
  • цели и информационное наполнение бухгалтерской отчетности, формируемой согласно МСФО.

Представленный материал может служить основой для:

  • знакомства и работы с МСФО, регулирующими порядок бухгалтерского учета конкретных активов, обязательств, элементов капитала и операций с ними;
  • анализа информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, составленной по МСФО. В частности, работа с предлагаемой книгой будет полезна при качественном сравнении содержания бухгалтерской информации, сформированной по российским и международным стандартам.

Издание предназначено как для специалистов в области практики и теории учета, так и для студентов экономических специальностей. Книга может служить практическим руководством для бухгалтеров, финансовых менеджеров, аудиторов, консультантов, создающих отчетность по МСФО и работающих с ней.

Более того, материал может служить ориентиром в текущих изменениях отечественных нормативных актов в области учета, так как в последние годы практически все новации в отечественных ПБУ связаны со сближением отечественного учетного законодательства с МСФО. При этом внимательное изучение частных изменений конкретных ПБУ не заменит необходимости знакомства с основами учетной школы, на которую все больше ориентируется отечественный бухгалтерский учет. А понимание «концептуальных основ МСФО», раскрытых в книге, может сделать более понятными как уже произошедшие, так и будущие изменения.

В приложении к книге приведен обзор программных продуктов делового назначения фирмы «1С», предназначенных для ведения учета в соответствии с МСФО, а также некоторых методических материалов, выпускаемых «1С» по этой теме.

Оглавление

Часть 1. МСФО как направление современной теории учета, определяющее экономическую практику

Глава 1. Что представляют собой МСФО и какова их роль в экономической жизни общества

  • Этапы создания МСФО
  • Методологическая основа МСФО
  • Совет по МСФО
  • Порядок создания МСФО
  • Структура МСФО
  • Применение МСФО
  • МСФО в России: история и сегодняшний день

Глава 2. Экономическое и юридическое содержание факта хозяйственной жизни и возможности их представления в составе бухгалтерской информации Глава 3. Цели финансовой отчетности в соответствии с МСФО

  • Принципы составления и представления отчетности как теоретическая база МСФО
  • Понимание целей бухгалтерской отчетности – необходимое условие работы с МСФО
  • Пользователи бухгалтерской информации и их интересы
  • Конфликт интересов пользователей бухгалтерской отчетности
  • Платежеспособность, прибыльность, изменения финансового положения компании и их представление в отчетности
  • Границы бухгалтерской информации

Часть 2. Фундаментальные принципы бухгалтерского учета в интерпретации МСФО

Глава 4. Основополагающие допущения как методологическая основа МСФО: начисление и непрерывность деятельности

  • Принцип начисления
  • Непрерывность деятельности

Глава 5. Качественные характеристики финансовой отчетности, определяемые МСФО

  • Понятность
  • Уместность
  • Надежность
  • Сопоставимость
  • Ограничения уместности и надежности бухгалтерской информации
  • Достоверное и объективное представление

Часть 3. Информационное содержание элементов бухгалтерской отчетности в трактовке МСФО

Глава 6. Активы

  • Трактовка актива в России и согласно МСФО и влияние различий между ними на содержание бухгалтерской информации
  • Признание активов
  • Измерение активов
  • Отражение активов в бухгалтерской отчетности

Глава 7. Обязательства

  • Определение понятия «обязательства»
    • Экономические характеристики обязательств как основа их учетной интерпретации
    • Признание обязательств
    • Измерение обязательств
  • Отражение обязательств в бухгалтерской отчетности

Глава 8. Капитал

  • Понимание капитала в рамках российской учетной традиции
    • Определение капитала в МСФО
    • Концепции капитала в МСФО
    • Поддержание капитала
    • Различия между концепциями поддержания капитала, определяемые МСФО
    • Отражение капитала в бухгалтерской отчетности

Глава 9. Доходы и расходы

  • Доходы, расходы и прибыль как категории бухгалтерского учета
  • Доходы и расходы: отражение в балансе и отчете о прибылях и убытках
  • Определение доходов и расходов
  • Признание и измерение и доходов и расходов
  • Особенности отражения доходов и расходов в отчетности

Заключение

Приложение. Обзор программных продуктов делового назначения фирмы «1С», предназначенных для ведения учета в соответствии с МСФО, и некоторых методических материалов

Свяжитесь с партнером «1С», который обслуживает Вашу организацию, и сделайте заказ, сообщив ему артикул, который присвоен книге (приведен выше, напротив обложки книги). Также вы можете приобрести книгу у других партнеров фирмы «1С».

Что изменит внедрение федеральных стандартов бухгалтерского (бюджетного) учета?

Автор: Орлова О. Е., эксперт журнала

Читайте так же:  Статистический талон для регистрации заключительных уточненных диагнозов

В настоящее время силами Минфина ведется разработка полного набора федеральных стандартов бухгалтерского учета в секторе государственного управления. По окончании данной работы принципы и требования бухучета будут приведены в соответствие с условиями деятельности субъектов бюджетной сферы в рыночной экономике. Инструментом реформирования выступают международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора[1]. В статье раскрыты основные принципиальные изменения, которым подвергается бухгалтерский (бюджетный) учет в связи с утверждением федеральных стандартов.

Законодательная база разработки федеральных стандартов.

Обязательный характер применения федеральных и отраслевых стандартов в системе регулирования бухучета установлен ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Примечательно, что федеральные стандарты для организаций госсектора внедряются раньше, чем аналогичные нормативные акты для коммерческих организаций[2]. Из-за этого с 2018 года бюджетный учет по критерию адекватности требованиям рыночной экономики начал превосходить учет в коммерческом секторе. Следовательно, бюджетным учреждениям (БУ), как и остальным организациям госсектора, придется взять на себя роль первопроходцев со всеми вытекающими из этого трудностями.

Разработанные в установленном порядке стандарты утверждаются приказами Минфина[3]. В приказах содержится наименование каждого утверждаемого стандарта и срок начала его действия. С 01.01.2018 вступили в силу следующие федеральные стандарты:

«Концептуальные основы бухучета и отчетности организаций госсектора» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н);

«Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н);

«Основные средства» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н);

«Аренда» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н);

«Обесценение активов» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н).

Согласно последней редакции Программы разработки стандартов[4] утверждение стандартов должно закончится к 01.01.2021. Принятие федеральных стандартов потребует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности БУ. Основные изменения будут заключаться в постепенном перемещении методологии бухгалтерского (бюджетного) учета из Инструкции по применению Единого плана счетов[5] в федеральные стандарты. Привычный План счетов бюджетного учета сохранится, но будет расширяться за счет дополнительных счетов и описания новых бухгалтерских проводок, необходимых для отражения учета объектов в соответствии с федеральными стандартами.

По завершении выполнения Программы разработки стандартов система нормативного регулирования учета и отчетности в государственном секторе будет иметь следующую четырехуровневую структуру:

I. Закон о бухгалтерском учете
II. Стандарты учета и отчетности государственного сектора
III. Документы Минфина, разъясняющие порядок применения документов второго уровня
IV. Внутренние документы субъектов общественного сектора

Метод начисления.

До утверждения Концептуальных основ бухучета и отчетности организаций госсектора в госсекторе применялся кассовый метод бухучета. Согласно данному методу отчетность отражает все полученные и произведенные учреждением платежи. Преимущество кассового метода бухучета состоит в его простоте – сомнения по поводу момента поступления или выплаты денежных средств возникают редко. Кроме того, для госучреждений существенное значение имеет отслеживание денежных потоков, поскольку доступность ликвидных средств определяет рамки возможностей государства выполнять свои обязательства. Однако бухучет по кассовому принципу не дает полной картины хозяйственной деятельности учреждения. Например, он не показывает, относится ли некий платеж к ресурсам, которые будут расходоваться в данном году, или является инвестицией, предназначенной для использования в течение многих предстоящих лет.

Указанными концептуальными основами установлено, что бухучет объектов осуществляется в стоимостном выражении с использованием метода начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухучете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением данных операций, денежные средства. Это означает, что определенная сумма отражается в учете как авансовый платеж или иной актив в момент ее выплаты, но переводится в разряд затрат только тогда, когда товар или услуга фактически потребляются, то есть когда они генерируют выгоду для организации. Метод начисления уделяет больше внимания периодизации – отнесению ресурсов на правильный бюджетный период, чем движению денежных средств. Благодаря первоочередному отражению затрат и поступлений по сравнению с кассовым приходом и расходом появляется возможность составить лучшее представление о финансовом результате и изменениях в активах и пассивах.

Таким образом, бухучет по методу начисления дает более адекватную картину деятельности учреждения и позволяет лучше выполнить многие задачи составления финансовой отчетности. Отражая поступления, затраты, активы, пассивы, он демонстрирует более ясную связь между потреблением ресурсов и полученными результатами. Кроме того, легче становится различать поступления ресурсов, которые можно сохранить в рамках деятельности в течение данного периода, и такие, которые относятся к другим отчетным годам.

Активы и обязательства, чистые активы.

Как отмечалось выше, кроме затрат и поступлений по методу начисления в бухучете отражаются активы и пассивы.

Применительно к бухучету актив определяется как имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Понятие «полезный потенциал, заключенный в активе» используется в тех случаях, когда деятельность не нацелена на получение прибыли, а ориентирована скорее на производство различных видов продуктов и услуг. Полезный потенциал, заключенный в активе, – это его пригодность для:

а) использования в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий);

б) обмена на другие активы;

в) погашения обязательств, принятых субъектом учета.

Под экономическими выгодами понимается поступление денежных средств, возникающее при использовании актива.

Активы делятся на основные и оборотные средства.

Читайте так же:  Периодичность проверки вентканалов в многоквартирных домах

К основным средствам бюджетные учреждения относят являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования учреждением на праве оперативного управления в целях выполнения им государственных полномочий, осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд учреждения. Стоимость объекта основных средств переносится на расходы путем равномерного начисления амортизации в течение срока его полезного использования. Этот срок может варьироваться от 3 лет для компьютера до более 50 лет для зданий. Некоторые виды активов, например земля, амортизации не подлежат.

Оборотные средства – это активы, временно находящиеся в распоряжении БУ в ожидании реализации. Оборотными средствами могут являться товарные запасы, задолженность клиентов и другие виды дебиторской задолженности, а также денежные средства.

Обязательство – задолженность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства в балансовом отчете противостоят активам и могут рассматриваться как финансирование активов.

Активы и обязательства исходя из сроков, оставшихся до погашения, разделяются на краткосрочные и долгосрочные.

Классификация активов и обязательств по срокам погашения.

Предназначен для потребления, передачи (продажи) или обращения в денежные средства (иные активы) в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Представляет собой краткосрочный финансовый актив.

Представляет собой денежные средства или их эквиваленты для погашения обязательств в течение периода, не превышающего 3 месяцев после отчетной даты

Предполагается погашение обязательства в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Представляет собой краткосрочное финансовое обязательство.

У учреждения отсутствует безусловное право отсрочить погашение обязательства как минимум на 12 месяцев после отчетной даты

Чистые активы образуются как разница между активами и пассивами. У частных предприятий эта статья нередко именуется капиталом (собственными средствами). Чистые активы могут быть как положительными (превышение активов над обязательствами), так и отрицательными (превышение обязательств над активами).

Схематично баланс БУ можно представить следующим образом:

Отрицательная разница между активами и обязательствами

Положительная разница между активами и обязательствами

Оценка объектов бухгалтерского учета.

Применение метода начисления в учете требует использования различных оценок. Оценка активов и обязательств осуществляется по справедливой стоимости, соответствующей цене, по которой может быть реализован переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами. Основными методами определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств являются метод рыночных цен и метод амортизированной стоимости замещения.

Рыночной считается цена, которая может быть назначена (одобрена) при продаже актива (обязательства) между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить.

Амортизированная стоимость замещения определяется как разница между стоимостью восстановления или замены актива и суммой накопленной амортизации, рассчитанной на основе такой стоимости.

Реформы в сфере бюджетного учета носят революционный характер[6]. Ранее действующая учетная система расценивала учреждение не как самостоятельную единицу, а скорее как обособленную структурную ячейку. Новые стандарты ломают данный подход, ставя в центр учреждение и тем самым воспринимая его деятельность не столько в системе бюджета, сколько в условиях рыночного окружения. Подобный алгоритм учета присущ частной коммерческой деятельности. Работникам БУ придется переосмыслить цели и задачи бухучета и овладеть всеми инструментами учета, свойственными негосударственному сектору.

[1] Переведенные на русский язык международные стандарты финансовой отчетности для государственного сектора размещены на сайте Минфина в разделе «Деятельность – Бюджет – Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора – Стандарты финансовой отчетности для государственного сектора».

[2] Приказ Минфина РФ от 18.04.2018 № 83н.

[3] С утвержденными федеральными стандартами, а также с их проектами можно ознакомиться на сайте Минфина в разделе «Деятельность – Бюджет – Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора – Стандарты финансовой отчетности для государственного сектора».

[4] Утверждена Приказом Минфина РФ от 28.02.2018 № 36н. По мере утверждения стандартов программа обновляется.

[5] Единый план счетов бухучета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Видео (кликните для воспроизведения).

[6] Дополнительно о сути реформ см. в Сборнике методических материалов «Управление общественными финансами: международный опыт реализации принципов лучшей практики», размещенном на сайте Минфина в разделе «Деятельность – Реформы – Бюджетная реформа – Международный опыт бюджетных реформ».

Источники


  1. Под., Ред. Ванян А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней / Под. Ванян. — М.: Рязань: Узорочье, 2012. — 528 c.

  2. Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.

  3. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.
  4. Кони, А. Ф. Обвинительные и судебные речи / А.Ф. Кони. — М.: Студия АРДИС, 2016. — 707 c.
Федеральный стандарт концептуальные основы бухгалтерского учета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here