Содержание
- 1 Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения
- 2 Законодательство России о предпринимательстве
- 3 Какие законы регулируют предпринимательскую деятельность?
- 4 Конспекты юриста
- 5 Источники права, регулирующие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации
- 6 Законы, регламентирующие деятельность ИП
- 7 В. Федеральные законы и кодексы как источник предпринимательского права
- 8 Правовое регулирование деятельности малого бизнеса
Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения
Понятие и виды источников российского предпринимательского права
Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающиеся общественные отношения.
Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т. е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.
Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:
В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи – Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.
Нормативно-правовой акт как источник российского предпринимательского права
Нормативно-правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Ниже приведены нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
1. Конституция РФ, которая:
- закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:
- В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
- В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
- Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).
- Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ).
- Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ).
- устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:
а) равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
б) гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ);
в) возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 июня 1993 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы.
2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ и др.
3. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:
-
Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:
а) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
в) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
г) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
Федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:
а) Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
б) Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
в) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
а) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
б) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
в) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;
г) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.
Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:
а) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
в) Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
г) Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» и т. д.
4. Подзаконные акты:
- Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);
- Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);
- Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФАС РФ и др.);
5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ – издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. 71–73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.
6. Муниципальные правовые акты – принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.
Обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники российского предпринимательского права
Понятие обычая делового оборота определено в статье 5 ГК РФ.
Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. 309, 311, 314, 315, 474 ГК РФ и др.).
Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего – то есть соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего – то есть в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.
Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе); в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.
Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:
- Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;
- Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;
- Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;
- Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
- Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.
Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.
Сущность и виды предпринимательских правоотношений
Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности организационно-имущественного характера, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.
Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:
- абсолютные вещные правоотношения;
- абсолютно-относительные вещные правоотношения;
- абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
- неимущественные предпринимательские правоотношения; хозяйственные обязательства.
Охарактеризуем каждый из перечисленных видов предпринимательских правоотношений.
1. Абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможность владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Оно используется для осуществления хозяйственной деятельности на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.
2. Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям.
3. Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения. У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации. Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.
4. Неимущественные предпринимательские правоотношения. Такие правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать от нарушителя возмещения убытков.
5. Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги. Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида:
- хозяйственно-управленческие, которые возникают в результате издания актов государственными органами;
- внутрихозяйственные, которые складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов;
- территориально-хозяйственные отношения – отношения публичных образований между собой и с организациями;
- оперативно-хозяйственные, которые складываются между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров.
Законодательство России о предпринимательстве
Под законодательством в данном случае понимается совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Виды нормативно-правовых актов в зависимости от юридической силы.
1. Нормативно-правовые акты федерального уровня:
а) Конституция РФ – закрепляет основополагающие начала предпринимательского права; обладает высшей юридической силой. Содержит нормы предпринимательского права (ст. 8, 34);
б) Гражданский кодекс рФ – содержит определение предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе ее субъектов, правовом режиме их имущества, об обязательствах, возникающих из договоров. Гражданский кодекс РФ объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность; «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 23 ГК);
в) федеральные законы (законы РФ) определяющие:
- состояние рынка (ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (ФЗ «Об акционерных обществах»);
- регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (ФЗ «О рекламе»);
- содержащие требования к порядку осуществления предпринимательской деятельности (ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»);
- иные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);
г) подзаконные нормативно-правовые акты:
- указы Президента РФ (не должны противоречить законам);
- постановления Правительства РФ (принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ);
- акты федеральных органов исполнительной власти (издаются в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК)).
2. Нормативно-правовые акты органов власти и управления субъектов РФ (изданные в пределах их компетенции):
3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (изданные в пределах их компетенции).
В случае противоречия между названными актами действует акт, обладающий большей юридической силой.
Локальные акты – принимаются органами управления коммерческой организации в целях регулирования своей деятельности и обязательны для исполнения в организации (уставы юридических лиц и т. д.).
Нормы международного права (ст. 2, 5, 6 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации») применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, если для их применения не требуется издание внутригосударственного акта.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора.
Обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК).
Какие законы регулируют предпринимательскую деятельность?
—>Просмотров : 4742 | —>Добавил : Forget (17.04.2017) (Изменено: 17.04.2017)
Всего ответов: 1 |
Обсуждение вопроса:
Нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность на федеральном уровне:
Федеральные нормативные акты: Конституция Российской Федерации.
Кодексы: Бюджетный кодекс Российской Федерации; Налоговый Кодекс Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации.
• Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
• Федеральный закон РФ от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
• Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
• Федеральный закон от 30 декабря 2007 года №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
• Федеральный закон от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Конспекты юриста
Законы, регулирующие предпринимательскую деятельность
1. Законы, устанавливающие требования к осуществлению предпринимательской деятельности. ФЗ «О регистрации юридических лиц и ИП» от 8 августа, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 4 мая 2011 г., ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «О не состоятельности (банкротстве)», ФЗ «О не состоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
2. Законы, регулирующие правовое положение участников предпринимательской деятельности. ФЗ «Об акционерных обществах, ООО, производственных кооперативах, о государственных и муниципальных предприятиях, о крестьянско-фермерских хозяйствах».
3. Законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности. ФЗ «О рекламе», ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «Об организации страховой дела», ФЗ «О банках и банковской деятельности».
4. Законы, регулирующие материальные блага и результаты интеллектуальной деятельности и связанные с ними средства индивидуализации. ФЗ «О коммерческой тайне», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
5. Законы, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294 — ФЗ; ФЗ от 7 мая 2013 г. «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей», АПК РФ (посвящён разрешению экономических споров), ФЗ «О третейских судах».
6. Законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ФЗ «Об экспортном контроле», ФЗ «О специальных защитных андидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ «О таможенном регулировании».
Существует ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания». Общий порядок — после 10 дней федеральные законы вступают в законную силу после их официального опубликования.
Источники права, регулирующие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации
Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим предпринимательские отношения в России, является Конституция Российской Федерации. Для предпринимательства особое значение имеют те конституционные нормы, которые закрепляют принципы правового регулирования сферы предпринимательства.
Огромное значение имеет и конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты, закрепленный в ст. 8 Конституции РФ. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.
Эти же статьи Конституции закрепляют положение о том, что в Российской Федерации гарантируется «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств», поддерживается конкуренция и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Ограничения принципа единого экономического пространства могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
1П
Далее в иерархической структуре источников права следует назвать Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (в настоящее время приняты и действуют его первая, вторая и третья части). Данный акт содержит множество норм, регулирующих предпринимательство, начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до закрепления конструкций отдельных видов предпринимательских договоров.
Помимо Гражданского кодекса Российской Федерации, ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы, классификация которых может быть представлена в виде схемы 1.
Большую роль в регулировании предпринимательской деятельности играют подзаконные акты. Среди них в первую очередь следует назвать указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Значительное количество норм предпринимательского права содержится и в нормативных актах федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) и др. В некоторых областях предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.
Продолжает действовать и ряд нормативных правовых актов СССР — в случае, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
об отдельных видах предпринимательской деятельности |
об общем состоянии определенного вида рынка |
о правовом положении
о правовом положении субъектов, занятых в предпринимательстве |
В силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией Российской Федерации многие сферы общественной жизни регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на гл. 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Велика роль и локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности.
Помимо нормативных правовых актов источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота применяются наряду с законодательством и в случаях, когда в нем имеет место пробел (в основном во внешнеторговом обороте, морских перевозках и др.).
Наконец, составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние. ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательств, при этом вопрос решается в пользу первого.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9842 — | 7415 — или читать все.
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Законы, регламентирующие деятельность ИП
На этой странице планируется дать обзор нормативной документации в виде ссылок на законодательные и иные документы, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей. Все эти законы любому предпринимателю надо знать, пусть не досконально, но понять смысл и изучить основные положения необходимо.
Размещать непосредственно документы не предполагается, потому что своевременно отслеживать изменения в них невозможно. Лучше просто дать ссылки на документы в Гаранте (http://www.garant.ru/) или Консультанте.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Основополагающие документы типа Конституции и Гражданского кодекса содержат довольно мало положений, касающихся индивидуальных предпринимателей:
Конституция Российской Федерации
Статья 34, п.1: Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Гражданский кодекс, часть 1
(Текст кодекса в Гаранте, текст кодекса в Консультанте)
- Статья 2: Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
- Статья 18: Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Гражданский кодекс, часть 2
(Текст кодекса в Гаранте, текст кодекса в Консультанте)
- Статья 469, п.4: Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
- Статья 481, п.3: Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям.
Налоговый кодекс
А вот Налоговый кодекс предпринимателю нужно будет изучить досконально.
- Текст части 1 Налогового кодекса в Гаранте, и в Консультанте.
- Текст части 2 Налогового кодекса в Гаранте, и в Консультанте.
В статье 1 Налогового кодекса говорится, что «Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.» То есть кроме Налогового кодекса необходимо ознакомиться и с другими законами. Это следующие законы:
а так же Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ:
Среди этих законодательных актов есть узконаправленные, к примеру, только для ООО, ЗАО, но есть и общие – для всех предпринимателей, независимо от формы собственности.
В. Федеральные законы и кодексы как источник предпринимательского права
Отдельно необходимо выделить кодифицированные акты: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ и др.
Иные Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:
1) Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:
а) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (изм.от 23.12.2010);
б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (изм. 29.12.2010);
г) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ ред. от 28.12.2010 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля надзора и муниципального контроля» (изм.от 28.12.2010)
2) Федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:
а) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.11.2010) «О защите конкуренции»
б) Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (изм.от 27.07.2010);
в) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (изм.4.10.2010);
3) Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
а) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (изм.28.12.2010);
б) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (изм.28.12.2010);
в) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (изм.19.07.2009);
г) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (изм. 2.07.2010) и др.
4) Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:
а) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (изм. от 8.05.2010);
б) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (изм. от 28.12.2010);
в) Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (изм. от 27.07.2010);
г) Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (изм. от 28.09.2010) и т. д.
Г. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.Указы и распоряжения Президента РФ принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Указ Президента РФ от 22.02.1992 N 179 (ред. от 30.12.2000) «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 (ред. от 20.03.2008, с изм. от 16.10.2010) «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»
Д. Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти являются подзаконными актами, т.е. должны приниматься в строгом соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, распоряжениями и указами Президента Российской Федерации. На регулирование предпринимательской деятельности направлено, в частности, Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 (ред. от 10.12.2010) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».
Е. Ведомственные НПА. Приказ Минфина РФ N 72н, Росалкогольмонополии N 117, Госналогслужбы РФ N КВ-3-03/195 от 09.10.1997 (с изм. от 17.04.1998) «О лицензионных сборах за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.1997 N 1430).
Ж. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.Принятие субъектами Российской Федерации нормативных актов, относящихся к предпринимательской деятельности, должно происходить в строгом соответствии с принципами разграничения предметов ведения и полномочий в данной сфере между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Закон г. Москвы от 26.11.2008 N 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве»
З. Корпоративные нормативные акты.Корпоративные (или так называемые локальные) нормативные акты в качестве источника предпринимательского права представляют собой акты нормативного характера, принимаемые предприятиями, организациями, их органами управления и регулирующие вопросы коммерческой и внутренней управленческой деятельности этих предприятий.
Это стандарты предприятий; положения об органах управления и контроля на предприятии; инструкции о порядке взаимодействия структурных частей организации в процессе хозяйственной деятельности; положения о коммерческой тайне предприятия и пр.
И. Обычаи как источник предпринимательского права.В систему источников предпринимательского права входят и обычаи. Для появления обычая необходимо, чтобы сложившееся, широко распространенное и не предусмотренное законодательством правило поведения применялось в какой-либо области предпринимательства и иной деятельности. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
Велико значение правового обычая для восполнения пробелов в законодательстве, при отсутствии законодательной нормы, регулирующей конкретное общественное отношение. Обычай делового оборота применяется и тогда, когда не только отсутствует норма закона, подлежащая применению в том или ином конкретном случае, но и отношения между сторонами не урегулированы их договором.
Обычаи широко распространены при регулировании вопросов внешнеторговой деятельности, при осуществлении морских перевозок (См., например: ст. 134—135 Кодекса торгового мореплавания РФ).
Для формирования законодательства, относящегося к предпринимательской деятельности, очень важны акты высших судебных органов Российской Федерации, и прежде всего Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также судебная, в том числе арбитражная, практика.
Акты высших судебных органов и судебная практика не являются источниками предпринимательского права России, поскольку не содержат норм права. Однако судебная практика играет важную роль для развития системы источников предпринимательского права, так как способствует и формированию единого правопонимания у субъектов предпринимательской деятельности и государственных правоприменительных органов, и созданию единой модели правоприменения. Важное значение имеют решения Верховного Суда Российской Федерации, когда он реализует свои полномочия по проверке соответствия актов Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти федеральным законам.
Акты предпринимательского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Придание обратной силы допустимо. Такая возможность установлена, например, исключительно в отношении федеральных гражданских законов и лишь в порядке исключения (ст. 4 ГК РФ).
На практике не всегда предпринимательское отношение получает должное правовое регулирование в виде нормы того или иного законодательного акта; иногда не существует и обычая делового оборота, который можно было бы применить в конкретном случае. Такие пробелы предпринимательского законодательства восполняются путем применения: закона, регулирующего сходные отношения (аналогия закона); общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Правовое регулирование деятельности малого бизнеса
Законодательство
Согласно ст.2 Федерального закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется этим же ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Волгин В.В. Индивидуальный предприниматель: Практическое пособие. -М., 2008. — 497 с.
Анализ предмета регулирования и содержания Федерального закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что специальные нормативно-правовые акты о малом и среднем предпринимательстве следует отнести к сфере административного законодательства, которое согласно ст.72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, вопросы развития малого и среднего предпринимательства призваны регулировать как федеральное, так и региональное законодательство. С учетом этого обстоятельства к числу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития малого и среднего предпринимательства, относятся следующие:
I. Конституция РФ, которая закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности, устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен, закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
II. Федеральный закон N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и другие федеральные законы. Правовые основы деятельности малого и среднего предпринимательства во многом определяются Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, КоАП РФ и др.
Помимо кодифицированных актов издано значительное число иных федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:
1) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:
а) ФЗ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
б) ФЗ от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
в) ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности» — вводит изменения в лицензионное законодательство, устанавливает замену института лицензирования страхованием в шести видах деятельности и возможность автоматического продления лицензий для тех представителей бизнеса, которые не совершали нарушений, это поможет малому бизнесу: не надо будет приносить большие пачки документов, для того чтобы продлить лицензии.
г) ФЗ от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
д) ФЗ от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»;
е) ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающейся проверок субъектов предпринимательской деятельности.» — позволяет защитить предпринимателей от чрезмерного административного давления.
Ж) ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса» — этот закон направлен на поддержку предприятий малого бизнеса путём создания более благоприятных условий для применения ими специальных налоговых режимов
2) федеральные законы, определяющие основные принципы рыночной экономики:
а) ФЗ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
б) Закон РФ от 20 февраля 1992 года N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
в) ФЗ от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
3) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
а) ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
б) ФЗ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
в) ФЗ от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»;
г) ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» — позволяет приобрести в собственность предпринимателям арендуемую у государства недвижимость.
4) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:
а) ФЗ от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
б) ФЗ от 8 августа 2001 года N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
в) ФЗ от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
г) ФЗ от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» и т.д.
III. Иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, принимаемые в соответствии с перечисленными федеральными законами. Видимо законодатель имеет в виду федеральные подзаконные акты, особое место среди которых должны занять федеральные программы развития малого и среднего предпринимательства, утверждаемые Правительством РФ. К числу федеральных подзаконных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в настоящее время, относятся также:
1) Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);
2) Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 года N 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);
3) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ФАС РФ и др.);
V. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. К их числу относятся уставы муниципальных образований, а также иные нормативно-правовые акты, виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу которых определяются уставом. Важное место в системе муниципальных нормативно-правовых актов должны занять принимаемые органами местного самоуправления муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства.
В условиях расширения сотрудничества отечественных предпринимателей с иностранными хозяйствующими субъектами важную роль в регулировании предпринимательских отношений играют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» не содержит отдельных положений о данном источнике правового регулирования видимо потому, что его специфика довольно четко определена Конституцией РФ и иными федеральными законами. Так, в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации», Грибов В.Д. Правовые основы бизнеса: Учебное пособие. — М.: 2008. — 160 с. принятом Государственной Думой 16 июня 1995 года и вступившем в силу 21 июля 1995 года, дано определение международных договоров. Так, международным договором Российской Федерации признается международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом. Макконнелл Кэмпбелл Р., Стенли Л. Брю. Экономикс. — М.: 2008. 1153с.
Международные договоры Российской Федерации заключаются от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры, от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:
1) Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве в1956 году);
2) Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене в1980 году);
3) Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
Видео (кликните для воспроизведения). |
4) Евразийская патентная конвенция 1994 года и др.
Источники
ред. Яблоков, Н.П. Криминалистика: Практикум; М.: Юристъ, 2011. — 575 c.
Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.
CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.
-
Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
Здравствуйте! Меня зовут Степан Рязанов. Я более 12 лет работаю в фирме по предоставлению юридических услуг. За это время я столкнулся с множеством разных задач в этой области. Поэтому я хочу помочь посетителям данного сайта узнать свои юридические права.
Информацию для сайта администраторы собирали со всех доступных источников. Тщательно обработанные данные были выложены в полном объеме и доступном виде для всех посетителей. Перед применением данных, прочитанных на данном сайте необходима обязательная консультация со специалистом.